ПОИСК
26.12.2002
Елизавета Понарина

Таков уговор

— Владимир Михайлович, есть вузы, тесно работающие со спецшколами. Последние годы туда было трудно попасть. Считалось, что если ребенок не ленив и не хулиганист, из такой школы он мог войти в вуз по самой короткой дороге: доценты и профессора вели там занятия, как правило, сами же принимали выпускные экзамены, которые одновременно считались вступительными. Школа и вуз заключали о сотрудничестве соответствующий договор, а родители его оплачивали. Говорят, вы из-за ЕГЭ распорядились такие договоры отменить…

— При всем том, что мы идем к введению ЕГЭ, который повышает доступность образования для детей из далеких регионов и бедных семей, мы продолжаем искать способных и талантливых детей. Спецшколы с углубленным изучением предметов, по идее, тоже создавались для того, чтобы продвинутые в науках ребята могли реализовать свои склонности. Но постепенно контингент таких школ стал делиться на две группы: действительно сильных, схватывающих знания на лету учеников и детей со слабыми знаниями, но имеющих состоятельных родителей. Отсюда путь в вуз был самым коротким - таков был уговор между вузом и школой.

Тут-то и зародилось противоречие. Мы за то, чтобы все высшие учебные заведения заключали договоры со своими школами. Особенно, чтобы педвузы искали будущих учителей, медвузы - врачей, сельхозвузы - людей, которые, став специалистами, вернутся в деревню. Мы поддерживаем, когда вузовские доценты, профессора приходят в школу и преподают там отдельные предметы на более углубленном уровне. И даже считаем нормальным, когда на такие занятия собирают средства с родителей.

Но дальше наступает момент, из-за которого скрещиваются копья, - если дети учились в спецшколе, то, наверное, имеют особо хорошие знания по ряду предметов. Так почему им должны засчитывать выпускные школьные экзамены как вступительные в вуз, а другие дети из соседней школы - рядом, на той же улице - идти сдавать экзамены в вуз? Родители ведь оплачивали получение знаний (согласно договору), а не льготу при поступлении. Их льгота - нарушение принципа равенства доступа к высшему образованию.

— Но эти дети лучше подготовлены к учебе в вузе...

— Если это так, то чего боитесь - устройте им экзамены вместе с другими. И покажите, что в спецшколе их лучше подготовили. Если же экзамен сдают не на равных, то вывод другой - вы просто собрали деньги с родителей, чтобы косвенно заплатить вузу за то, что они примут на “блатерских” экзаменах ваших детей. Потому что принимают экзамены в школе, как правило, те же преподаватели, которые их учат на повышенном уровне.

— Но помните, у Экзюпери - “таков уговор”?

— Уговор неправильный. И потому вышло представление прокуратуры, а я должен был написать дважды ректорам всех вузов и в управления образования письма, которыми министерство отменило эту практику. Она незаконна. Мы нарушаем Конституцию Российской Федерации о равенстве доступа к высшему образованию.

— Тем не менее, говорят, что вы, отвечая на вопрос директора колледжа в “Комсомолке”, сказали, что те школы, у кого договор с вузами был на два года, этим правом еще могут воспользоваться летом 2003 года…

— Чтобы нам быть до конца справедливыми с родителями, которые заплатили за обучение детей, мы отдельно должны рассматривать договоры по каждой такой школе. Особенно - со школами Москвы и Санкт-Петербурга. Кстати, это, в основном, практика столицы. В абсолютном большинстве городов договоров о совмещении экзаменов в таком массовом порядке нет. А в Москве таковых - 800 школ. Но если договоры есть, то тем, кто имел договора годичные, запрещено заключать новые договоры для приема вступительных экзаменов как выпускных летом 2003 года. Те, кто первый год проучился в десятом классе по таким договорам, доучиваются второй год - последний - в одиннадцатом. С 2004 года таких “совмещенных” экзаменов не должно быть по всей стране.

— Мы на этом не потеряем уровень подготовки в спецшколах?

— Я поддерживаю линию, которую проводят многие вузы, например, МГТУ имени Баумана: у этого университета много школ, где ведут предметы их преподаватели, но все их ученики, которых они готовят для себя, сдают экзамены на общих основаниях. В отличие от некоторых других московских вузов, где просто хотят заработать на дефицитных специальностях. Поэтому стоимость обучения как бы раскладывают на много лет, включая учебу в школе.

Есть другой аспект. Были годы, совсем недавно, когда вузы, таким образом, гарантировали себя от недобора. А многим ребятам лишь бы куда поступить - только не в армию.

— Ну а целевой набор разве законен?

— Да, в июне этого года в Закон об образовании внесена поправка, разрешающая вводить целевой прием. В ближайшие месяцы мы разработаем постановление правительства и уже в порядке реализации этого закона будем заключать юридические договоры с поступающими на бюджетные места, но - по целевым направлениям территорий. Эти договоры обязывают выпускников либо отработать по окончанию по распределению несколько лет там, откуда он был послан в вуз, либо вернуть деньги. Сумма будет определена по стоимости обучения. Эти договоры появятся в первом квартале 2003 года.


Анонсы событий
О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки



Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Министерства образования РФ