Людмила Маленкова: "Воспитывать детей имеет право только счастливый человек!"

12-14 мая в форуме "Большой перемены" состоится дискуссия на тему "Семья и школа: вместе или врозь?" Все желающие смогут задать свои вопросы ведущим специалистам министерства образования РФ, психологам, социологам, ученым-педагогам.

Какие должны быть права у ребенка, педагога и родителей? Нужен ли договор между родителями и школой о взаимной ответственности? Какие проблемы больше всего волнуют детей, родителей и педагогов в регионах? Как должны быть распределены обязанности между семьей и школой? Кто отвечает за воспитание, а кто - за образование детей? Эти и многие другие вопросы будут обсуждаться на форуме.

Этот интересный разговор мы начинаем уже сегодня, в интервью с Людмилой Ивановной Маленковой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры управления развития школы Московского государственного педагогического университета, автором книг: "Я - человек!", "Человековедение", "Педагоги, родители, дети", а также учебного пособия "Теория и методика воспитания". И если вы не согласны с нашим гостем - изложите Вашу точку зрения в форуме "Большой перемены"!

— Людмила Ивановна, мы знаем, что Ваша авторская система воспитания подростков востребована педагогами страны. Вас приглашают провести семинары, прочитать лекции в разные регионы России. А помните, когда мы только с Вами познакомились, вы пожаловались, что оказались в ситуации "сапожника без сапог"? Вы не могли найти общего языка с учительницей вашего внука-второклассника?

Это случайность, или нынешним папам, мамам и бабушкам действительно сложно быть услышанными и понятыми современной школой?

— Увы, это не случайность. Судите сами. Едва мой внук начал ходить, папа-геолог стал рассказывать ему о свойства различных минералов. Он обращался к мальчику как к взрослому, с уважением и доверием. А в школе Артур услышал от своей первой учительницы пренебрежительное: "Ты не мужчина! Ты пока что нахлебник!" Знай, мол, своё место.

Эта же учительница часто ставила учеников в угол. На продленке, когда кто-то из детей шалил, она лишала их горячего обеда и прогулки! Допустимо ли это?!

Мои замечания она не принимала: "Вы избаловали своего внука!" Тогда я пошла к директору, и она мне сказала: "А что вы хотите? Некому преподавать. Вот и эта учительница не педагог, она пришла к нам с завода!" Думаю, что потому я и не нашла общий язык с первой учительницей внука, несмотря на мой тридцатилетний педагогический опыт. Кстати, в Москве сорок процентов учителей не имеют педагогического образования.

— Значит, в школу необходимо вернуть профессиональных педагогов и - саму педагогику? И это вызовет большее доверие пап и мам?

— Конечно. Но вернуть педагогику в школы не так-то просто. Недавно собрались на моем семинаре молодые учителя школ, и я спросила у них, что для них легче: вести урок или воспитывать учеников. "Давать знания", - дружно ответили они. "Почему?" - "Нам помогают учебники, методички, программы. А в воспитании мы используем только свой жизненный опыт". Как будто на эту тему не пишутся книги, не было в мире, в России великих педагогов! Воспитательным методикам в пединститутах уделяют недостаточно внимания. Да и опыт воспитания изрядно подзабыт в постсоветском обществе. Даже ставка завуча по воспитательной работе была из школьного штатного расписания удалена. А значит, когда у родителей случались конфликты с детьми дома, назревала необходимость получить дельный совет, в школе им поговорить об этом было не с кем.

— А директор школы? Разве нельзя было подойти к нему?

— С директорами школ я сейчас часто общаюсь, потому что в своём университете веду у них семинар. Вот однажды я и попросила их найти выход из банальной ситуации: "в туалете курят старшеклассницы". Я была страшно удивлена, когда выяснила, что эта простая задача им не по силам. Я постаралась понять, почему, и сделала открытие: директора плохо знают своих учеников. Да и не стремятся их узнать лучше. А для того, чтобы решить проблему с курением девочек, надо было опираться на знание особенностей их характеров.

— Но ведь родители могут отправиться за советом и к классному руководителю.

— К сожалению, в наше время многие классные руководители - не более, чем учителя-предметники. Во многих школах родительские собрания проводятся от силы два раза в год. Меж тем есть несложный способ узнать своих учеников получше. Надо лишь каждый день, хотя бы на пять минут, оставлять одного из них после уроков, на разговор "по душам". Но когда я предлагаю эту форму работы педагогам, они отвечают, что эти "разговоры" - забота школьного психолога. Но ведь в современной школе от силы два психолога. А в некоторых психолога не было никогда! Да и не сможет один человек "вести" по жизни пятьсот детей. Поэтому психологи подключаются только в особо тяжелых случаях. А социальные педагоги, которые также есть далеко не везде, обычно работают с группой детей из малоимущих семей. Помогают им приобрести одежду, получить бесплатный горячий обед.

В советской школе было всё-таки больше точек соприкосновения с семьями учащихся. Помните, пап, мам, дедушек и бабушек приглашали на "классные часы" - выступить перед детьми? А сегодня и "классные часы" - редкость. Для родителей проводился педагогический лекторий. Но главное - правильно понималась профессия учителя - как "детовождение"… Когда-то давно мой муж, Леонид Маленков, он работал в уголовном розыске, пришел на первое свидание со мной и привел… двух трудных подростков. Так он вел по жизни многих своих подопечных. Относился к ним педагогически.

— То было в романтичные шестидесятые годы - пору бурных экспериментов в педагогике. В воздухе витал дух Макаренко. Да и вы тогда создали один из первых педагогических, "макаренковских", отрядов.

— Но и сегодня время экспериментов! Я, например, "изобрела" новый школьный факультатив - "человековедение". Он включает в себя понятия эстетики, этики, обществоведения и психологии. Это был мой протест против изгнания из школы воспитания. И ко мне шли родители мои учеников - за советами. Я работала тогда ещё и в одной московской школе.

Конечно, хорошо, что министерство образования РФ посвятило две своих коллегии вопросам воспитания. Есть у меня надежды и на попечительские и общественные советы при школах. Если в них активно начнут работать родители, возможно, мы, педагоги, в сотрудничестве с ними избежим страшной беды, о которой говорил когда-то Коменский: "Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира!"

Всем педагогам, которые заняты сегодня исключительно изобретением методик преподавания, можно напомнить слова другого известного педагога, Шацкого: "Научить ребенка считать очень просто… Главное в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал обсчитывать!" Белинский вообще считал, что воспитание решает "участь человека".

Ушинский назвал воспитание "развитие сознания в человеке". И, конечно же, воспитание детей, это самое "развитие их сознания", требует тесного партнерства семьи и школы.

— Но воспитание - ещё и передача детям нашего жизненного опыта. Не кажется ли вам, что решение министерства образования РФ - ввести во все школы страны ученические общественные организации - создает ещё одну площадку для взаимодействия педагогов и родителей?

— Я согласна с этим. Вспомните опыт прежних общественных организаций, в их мероприятиях важное место отводилось родителям. Однако мы не должны забывать, что воспитание может стать и насилием над человеком. Вспомните, как порой грубо "прорабатывались" на пионерских и комсомольских собраниях наши дети за довольно-таки невинные шалости.

— А как Вы считаете, чего ждут от нас - родителей и педагогов - современные дети, каких знаний и навыков?

— Прежде всего, они ценят в нас то, что в обиходе называется "контактностью". Я часто просила своих учеников написать мне, кого они считают "воспитанными людьми", и они отвечали - тех ребят и взрослых, которые умеют ладить друг с другом. Из-за неумения найти общий язык с другими людьми возникают многие детские и подростковые проблемы. Макаренко говорил, что трудные дети - это проявление испорченных отношений личности и общества.

Испорченные отношения ребенка со школой и одноклассниками могут привести к неожиданному резонансу, когда он вырастет. Детские обиды забываются с трудом. Нередко это приводит к чудовищным результатам. Знаете, как объяснял на суде один маньяк из Подмосковья, которого в свое время задержал мой муж, почему он убивал только мальчиков? Мальчики обижали его в школе! Понимаете, он ждал от учителей, что те отведут ему более достойную роль в коллективе детей, а те его унижали. Если бы не это, кто знает, может быть, в этом человеке и не проснулась бы дремавшая до поры до времени душевная болезнь.

— Иногда родители пытаются участвовать в школьных мероприятиях: ходят на дискотеки, в походы. И видят, что дети скучают рядом с ними.

— А пусть, по словам Макаренко, не въедаются своей педагогикой в их печенки. Стараются быть интересными собеседниками. Ведь это только кажется, что дети не слушают, что говорят им взрослые. На самом деле они всегда ожидают от нас моральной оценки своим поступкам. Но когда вы зовете куда-то детей: на природу, на вечер, прежде задайте себе вопрос "зачем". В воспитании все цели должны быть конкретными. Будет достойная цель - появится и результат. А достигнута ли цель, вы узнаете из поведения своих учеников, детей. Ведь ещё Гегель утверждал, что человек есть ничто иное, как ряд его поступков.

Я думаю, что школа и семья найдут много точек соприкосновения, когда начнут совместно выстраивать "поле детской деятельности".

— Поле детской деятельности? Что это такое?

— На этот вопрос хорошо ответил Сухомлинский. У него есть "учение" о пяти уровнях заботы, которая и определяет место личности в обществе. Сначала надо научить детей делать добрые дела для себя и своих близких. Потом - для класса и школы. Затем - для улицы, двора, микрорайона, города. Далее - для всей страны. Так растет человек. Так проявляется его воспитанность.

— У вас шесть внуков. Вы пишете книги, но и на внуков остается у вас время. Тяжело их воспитывать?

— Ну что вы! Это такое удовольствие! А если вы не получаете удовольствия от общения с детьми - лучше уж совсем не общаться. Ещё Макаренко сказал, что к воспитанию детей надо допускать только счастливых людей!

Ирина Репьева, "Большая перемена"

Обсудить статью на форуме


О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки



Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Министерства образования РФ