Родительское собрание (приложение к МН)
04.02.2003
Светлана Кириллова

"Метод тыка" не спасет

Первый заместитель министра образования РФ Виктор БОЛОТОВ в беседе с корреспондентом Светланой Кирилловой отвечает на наиболее частые вопросы читателей "PC". Тема разговора - острые углы модернизации образования.

В 2003 году большая часть России станет полем для образовательных экспериментов. 49 субъектов РФ, 715 тысяч человек и 243 вуза примут участие в эксперименте по Единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Во многих регионах продолжается эксперимент по разработке новой структуры и содержания общего образования в школе. Постановлением правительства РФ будут приняты школьные стандарты. Вслед за этим начнется период разработки и внедрения новых учебников. Оказавшись на гигантской экспериментальной площадке, школы растерялись. С чего начинать и как учить в будущем году?

— Виктор Александрович, учителя и руководители образования жалуются, что проходящие сейчас разные эксперименты - по проведению единого экзамена и по разработке новой структуры и содержания общего образования - не только наложились, но и противоречат друг другу.

— Здесь две разные проблемы. Первая проблема - появление новых стандартов образования. Как только будут приняты стандарты - будут подготовлены и новые учебники. Учителя получат рекомендации, какие разделы в старых учебниках соответствуют базовому стандарту (и их надо будет учить всем школьникам), а какие - профильному (и эти темы будут изучать дети, которые выбрали в старших классах соответствующий профиль). Здесь, думаю, все ясно. Вторая проблема связана с появлением экспериментальных школ и учебников. По итогам первого и второго года эксперимента по единому экзамену мы оказались в крайне тяжелой ситуации. Она связана в первую очередь с гуманитарными предметами в разного рода экспериментальных школах.

Всплыло множество неизвестных нам учебников по обществоведению, которые расходятся в трактовках одних и тех же явлений. За одним словом у авторов этих учебников стоят разные смыслы. Вот где проблема! Авторы, готовившие для экзамена контрольные материалы (КИМы), не знали всех версий и трактовок, которые, оказывается, существуют в учебниках по гуманитарным дисциплинам. Эти трактовки мы вылавливали весь прошлый год, вылавливаем и теперь. Поэтому на вопрос: что делать, если учебники не совпадают или противоречат КИМам, - ответ один: возьмем этот учебник, возьмем КИМы - и будем сравнивать. Конкретно, в каждом отдельном случае. Может быть, это не наши материалы плохи. Может быть, с учебником вашим что-то не то.

— Учителя уверены, что дети из экспериментальных гуманитарных лицеев и гимназий не смогут сдать обязательный экзамен по математике. Как быть?

— Напомню, что программа, подразумевающая занятия математикой три часа в неделю, была введена в гуманитарных классах задолго до эксперимента по разработке нового содержания образования. Как сдадут экзамены дети, у которых в расписании занятий было всего три часа математики в неделю? Конечно, мы всем им даем страховочный балл -плюс один. Если итоговая оценка за год у ребенка четверка, а за экзамен он получил тройку, он получает в аттестат четверку. Допустим, ему не надо сдавать в вуз математику. Но если окажется, что надо? О чем думали родители, выбирая для него школу с тремя часами математики? На одном из совещаний директор школы задал мне вопрос: "В нашей экспериментальной гуманитарной гимназии дети вместо физики и математики изучали биографии великих физиков и математиков. Как же они будут сдавать обязательный экзамен по математике? " Я ответил: "Перестаньте изучать биографии, начните учить физику и математику".

— Кое-кто сетует, что с введением ЕГЭ ребенку незачем тратить время на углубленное изучение предмета в школе: тестовые задания слишком просты, их можно решить методом "тыка"...

-Лучше попробуйте сами. С ЕГЭ сейчас то же самое, что в советские годы с книгами Солженицына. Выступающий выходит на трибуну и говорит: "Я хоть и не читал, но осуждаю...". Недавно я, математик, прорешал один из вариантов единого экзамена по математике. Набрал 90 баллов по 100-балльной шкале. Это пять с плюсом. Но в 0, 1 процента, которые сдают на 100 баллов, я не вошел. А по данным прошлого и этого года, не более семи школьников из 10 тысяч набрали по 100 баллов. И, между прочим, ни один из столичных ректоров, со слезой в голосе восклицавших, что ЕГЭ убьет одаренных детей, не позвал этих исключительно одаренных выпускников (а почти все набравшие по 100 баллов - из сельской местности! ) учиться в свой вуз. Сделал это только ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

— И все-таки с чем связано то обстоятельство, что примерно двадцать процентов детей, по статистике Министерства образования, не подтвердили своих школьных знаний во время единого экзамена?

— Некоторые считают, что для решения тестовых заданий во время ЕГЭ достаточно выбрать один из предложенных ответов. Это неверно. Высокий балл зависит от того, смогут ли дети сравнить два текста, написать рецензию. Не умеют наши ребята делать эти вещи. Вот и международные исследования показали, что российские школьники с трудом используют полученные знания за пределами типовой ситуации. И единый экзамен эту проблему фиксирует.

— Начинался единый экзамен в нескольких регионах. В 2003 году им уже будет охвачена большая часть России. Готовы ли вы к тому, что эксперимент перестал быть локальным?

-Для меня трехкратное увеличение участников единого государственного экзамена - это вызов. Потребуются огромные усилия, чтобы удержать ситуацию под контролем. Но сомнений в том, что это удастся и в конечном счете принесет положительные результаты, на которые мы рассчитываем, - у меня нет.

По результатам опроса ВЦИОМ, 46 процентов россиян убеждены, что единый государственный экзамен облегчит их детям поступление в вузы. 24 процента считают, что ЕГЭ не облегчит поступление, 5 процентов - что сдавать экзамены станет сложнее. 80 процентов россиян по-прежнему уверены, что без крупных материальных затрат их дети не смогут поступить в высшие учебные заведения.


О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки

Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Минобрнауки России