Гудок
05.03.2003
Игорь Травин

"Мало ли что в книжках можно намолоть..."

"Вам к директору? Это сюда", - бойкая девчушка указала мне на нужную дверь. Видно, здесь нет робости перед главным начальником... Слышу звуки знакомой песни: "Ночь коротка, спят облака, и лежит у меня на погоне незнакомая ваша рука..." Дверь приоткрывается, и из кабинета выходит мальчик с чуть пригрустненными глазами: кажется, он еще во власти образа спетой им песни.

— Готовимся к выступлениям, -энергично поздоровался со мной директор школы-лицея N 320 академик, заслуженный учитель России Юрий Котельников.

В госпитале имени Бурденко, в военном госпитале Красногорска, во многих других лечебных учреждениях, где раненым и больным так важна моральная поддержка, хорошо знают и любят его воспитанников.

Спасибо, эти ребята помнят о них...

И, надо думать, дети после своего очередного выступления перед защитниками Отечества покинут стены медучреждения совсем иными людьми. В них навсегда останется то, что не передать никакими словами и нравоучениями: почти что физическое прикосновение к подвигу и жертвенности.

— Юрий Семенович! - в кабинет вошел президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Распишитесь за правительственную телеграмму!

Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов поздравлял в тот день коллектив лицея с Днем защитника Отечества. А вот - по тому же поводу - телеграмма от вице-премьера Правительства России Валентины Матвиенко...

Школу-лицей знают в Японии, США, Ирландии, Франции... С ними связаны программой образовательного обмена: они - к нам, мы - к ним. В кабинете директора рябит в глазах от многоцветья флагов: полосатые, звездные, трехцветные, с восходом солнца, с крестами... На столе впечатанный в стекло стебель пшеницы - подарок от губернатора штата Канзас...

Это не просто подарки, это знаки дружеского внимания.

— Меня удивляет вот что, - недоумевает Сергей Комков, - японцы, американцы сегодня перенимают нашу систему образования, а мы почему-то пытаемся заимствовать у них именно те подходы, от которых они сами намерены отказаться...

Американцы долго не могли взять в толк, почему, например, азиатские школьники учатся лучше американских. Может быть, американские учебные программы слабы, в них меньше внимания уделяется академическим предметам - математике, физике, химии? Конечно, так оно и есть, но...

Была скрупулезно проанализирована успеваемость детей из семей эмигрантов-азиатов. Оказалось, что и в условиях американской системы они значительно опережают местных сверстников. В чем же секрет? В психологии чужаков. Чтобы выжить на новой родине, им необходимо хорошо учиться. Плюс чисто азиатский менталитет: дисциплина, скрупулезность, прилежание, уважение к старшим.

Наша система образования схожа с азиатской - дисциплина, прилежание, двойной контроль: школа - семья. В США ведь ребенка практически никто ни в чем не контролирует, и в школе он выбирает себе те предметы, которые ему нравятся, которые его больше интересуют. Ребенку же, как известно, обычно нравится то, что дается легко и просто...

В России образование всегда в сознании людей связывалось с процессом становления и формирования личности человека. В основе его исконно ставились интеллект и нравственность. При этом, конечно, было и другое: например, нарекания "либералов" царской России на то, что дети-де изучают "бесполезные" предметы - латынь, древнегреческий язык.Припомните рассказ Чехова "Случай с классиком". Плачет гимназист Ваня Оттепелев:

— По... резался... Двойку получил по греческому... Я вместо того, чтоб сказать "ойсомай", сказал "опсомай"... Я оробел... забыл, что альфа тут долгая... Потом энклитические частицы..."

Наш великий физик и математик Борис Раушенбах предупреждал в свое время о недопустимости снижения интеллектуальных нагрузок в школе. Точные науки, хоть они и не несут прямой практической пользы, развивают мышление, память, логику... Ребенок учится рассуждать, делать выводы... "Облегчив" умственную нагрузку, мы априори снизили его интеллектуальный уровень.

— В одной из школ, - говорит Сергей Комков, - учительница говорила о том, что "Слово о полку Игореве" - памятник мировой литературы, оно переведено на 28 языков мира... Ученики тут же парировали: Гарри Поттер переведен на 64 языка...

Поэтому не стоит критиковать молодежь за отсутствие вкуса, за то, что она порой какое-нибудь чтиво предпочитает Достоевскому. За то, что стремится к легкой и "красивой" жизни. Все это следствие резкого снижения образовательного уровня.

— В Канаде, - рассуждает Юрий Котельников, - более утилитарные программы образования. Допустим, есть у них специфические предметы, которые связаны с нуждами конкретного производства.

Экономика определяет приоритеты образования. Так принято во всех странах. Так было и у нас.

Студенческие, школьные практики в цехах заводов, на фабриках. А какие сейчас могут быть в России практики? Как обанкротить АЗЛК? Как перекачать деньги в зарубежный банк?

По мнению ряда ученых, наши сегодняшние беды заключаются в том, что общее образование в стране реформируют (или разрушают?), принимая во внимание именно сегодняшнюю разруху и хаос. Джордано Бруно говорил: "Если мы хотим изменить общество, мы сначала должны изменить себя самих". Что мы и делаем, подстраивая уровень образования под интеллектуальную деградацию наукоемких отраслей промышленности.

Действительно, зачем детям нужны глубокие математические знания, если рушатся космические программы, разваливается электронная промышленность, авиастроение?..

Сейчас в мире только в США, Европе и России могут, скажем, производить самолеты от стадии замысла до конечного изделия. А это не только огромные финансы, развитая промышленность, но в первую очередь и интеллектуальный уровень нации.

В школе-лицее просматривали по видику недавнее выступление своих школьников на конкурсе Центрального административного округа Москвы "Песня должна звучать", где они заняли первое место. Меня приятно удивили одухотворенные лица артистов-лицеистов, какое-то их внутреннее сияние. И монологи, выбранные ими для произнесения со сцены:

"Мы женщину сместили, унизив ее до равенства с мужчиной".

"Мыслим, значит, живем? Нет, страдаем, значит, живем".

Трудно поверить, что нынешние ребята могут еще так широко думать, так тонко чувствовать.

Поэтому и вырвался непроизвольно возглас у директора лицея: "Ради этого стоит жить!" Хотя бы его дети войдут достойными людьми в нашу общую жизнь...

Не одни лишь знания - а они в школе-лицее приобретаются на достаточно высоком уровне, - но вот именно духовность, внутренняя ответственность учеников за судьбы своей страны неизменно удивляют все зарубежные делегации, которые приезжают сюда по программе образовательного обмена. У них ничего подобного нет.

Школа, к слову, тесно сотрудничает с ветеранской организацией Железнодорожных войск России.Есть в ней свой музей боевой славы - фронтовые письма, фотографии, воспоминания... Выпускают ребята специальные стенгазеты...

— Я сюда добираюсь полтора часа, но времени не жаль, - говорит одиннадцатиклассница Наталья Королева, - учителя здесь к нам относятся по-доброму, как к равным, стараются искренне помочь, если что-то у подопечного не получается...

По новым принятым основам реформы образования у нас, увы, учитель неизбежно превращается в технического передатчика школярам определенной порции необходимых знаний. От него уже вроде как не требуется вкладывать в ребенка свою душу, прививать ему чувство доброты и сочувствия. Будет скоро, боюсь, и у нас так, как, например, в США: пришел -дал задание - ушел. Между тем кто задумался: а почему у них, в Америке, высочайший уровень детского насилия и преступности? То там, то тут школьники расстреливают своих одноклассников, кончают жизнь самоубийством. Не говоря уже о том, что многие после школы не умеют, в буквальном смысле слова, ни читать, ни писать. Почему для разработки и воплощения фундаментальных проектов американцы скачивают научные сливки со всего мира?..

Председатель Российского общества психологов Николай Рубцов предвидит печальные последствия скоропалительных наших образовательных "новшеств". Облегченные программы с тестовой сдачей экзаменов, считает он, сформируют у школьников виртуальные знания: вроде бы знаешь, а на самом деле ничего не понимаешь, и не в состоянии что бы то ни было логически объяснить. Обучение превращается в викторину, в разгадывание кроссворда.

Авторы реформы образования упирают на необходимость введения двенадцатилетнего цикла обучения: так, мол, принято во всех цивилизованных странах мира... Допустим. Но в то же время в цивилизованных странах мира учителя почему-то не нищенствуют, в цивилизованных странах мира большинство педагогов - мужчины, которые передают своим воспитанникам не только знания, но и отеческий взгляд на окружающий мир.

У многих учителей из нашего лицея аллергия на мел. Он имеет свойство впитывать влагу с кожи рук, а отсюда - болезненные ощущения. Но мел заменить нечем. Нам бы специальные доски, маркеры... Многие учителя из своих скудных зарплат (а получают они в среднем около трех тысяч рублей) умудряются выкраивать деньги на покупку необходимых методических пособий, книг, аудио- и видеокассет. Ну что из перечисленного можно приобрести на те сто рублей, которые Министерство образования выделяет школам на эти цели?

Чтобы как-то самим выжить в подобных условиях, наши учителя берут дополнительные часы, перерабатывая чуть ли не вдвое. Они не обсуждают ход реформы образования, ее теоретические основы -им не до этого. Тот же Маяковский писал: "Мало ли что в книжках можно намолоть". Наши сеятели "разумного, доброго, вечного" озабочены одним: как бы школьная реформа не перемолотила в щепки души их учеников. В кабинете директора я заметил табличку с поезда: Севастополь - Москва. Ее лицеистам подарили крымские железнодорожники. Летом они поедут этим поездом в Приднестровье... Кажется, педагоги и железнодорожники совместными усилиями пытаются воссоединить разорванное духовное пространство нашей страны.

Но, похоже, им на пути мешает другой поезд - поезд "реформы" образования. Он начал движение в другую сторону, в другие страны...


О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки

Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Минобрнауки России