Версия
28.10.2002
Наталья НИКОЛАЙЧИК

Новое образование. Кому выгодна реформа высшей школы

Мы продолжаем разговор о реформировании высшей школы образования. В нем активно участвовали представители самых известных вузов. К сожалению, в нашей газете не захотели высказаться публично представители провинциальных вузов, хотя мы с ними связывались.

Они боятся быть осужденными в консерватизме и к тому же уверены, что не могут ничего изменить, так как реформы расползлись почти по всей стране. Суть разговоров с ними сводилась к одному: они с пессимизмом смотрят в будущее и боятся, что просто перестанут существовать, так как введение ГИФО (государственных именных финансовых обязательств) приведет к тому, что провинциальные учебные заведения будут финансироваться еще хуже. А хуже некуда, это уже за гранью выживания.

Победители

Итак, руководители самых известных государственных вузов настороженно относятся к реформе и говорят о ее непродуманности. В вузах провинциальных отношение к реформе еще более негативное. Кому же тогда нужны эти реформы? Кто в них заинтересован? Вывод один - они могут быть выгодны только вузам коммерческим, недавно образовавшимся. Благодаря введению ГИФО они встанут на одну доску с государственными в плане финансирования. Ведь никто не запрещает школьникам со своими ваучерами прийти в молодой вуз и, соответственно, принести сюда свои деньги, выделенные государством на их обучение.

Новые коммерческие вузы в России трудно подсчитать: число их колеблется от четырехсот до шестисот. Дело в том, что коммерческое образовательное учреждение открыть весьма просто. Фактически это можно сделать в заявительном порядке. Несомненно, что коммерческие вузы очень разные. Их объединяет лишь одно - отсутствие традиций, которые вырабатывались десятилетиями, а иногда и столетиями, в вузах государственных, отсутствие корней и истории. Это значительный минус. Зато плюсом является их мобильность по отношению к современному миру.

Теперь о том, чем они отличаются. Есть коммерческие вузы уважаемые, уже завоевавшие достойную репутацию, а есть очень странные "новообразования", которые не получили даже аккредитации, и дипломы, выданные после их окончания, весьма сомнительны и не могут быть конвертируемы даже внутри страны. Ведь многие коммерческие учебные заведения, именующие себя институтами, университетами и даже академиями, не имеют лицензии на право обучать по программе высшего образования!

Но есть также новые коммерческие вузы, которые находятся в гораздо более выгодном положении, чем вузы государственные. Дипломы некоторых таких учреждений признаются не только в России, но и за рубежом, чего не скажешь о дипломах большинства госвузов. Например, выпускники Университета Натальи Нестеровой получают сертификат о том, что их дипломы признаются за рубежом. Но это исключение, а не правило.

Русский парадокс

Три года назад была подписана Болонская, декларация. Ее цель - введение в Европе единых образовательных стандартов, что позволит национальным дипломам быть признанными в разных точках мира. Россия (исключая несколько вузов) стоит в стороне от Болонского процесса, который признан полезным во всех цивилизованных странах. Может быть, подписание декларации Россией - это дело времени. Если и так, то очень далекого времени. Ведь участие в Болонском процессе в образовательной реформе никак не упоминается. А казалось бы, самый подходящий для этого момент.

Россия - страна парадоксов. Есть и парадокс, относящийся к образованию: отечественные специалисты приветствуются во всем мире, а российские дипломы в массе своей не признаются нигде, кроме стран СНГ. Реформаторов это, видимо, не слишком беспокоит.

Пустые головы

Конечно, есть множество важных вопросов, которые могли быть упомянуты в реформе и о которых почему-то забыли. Но не будем говорить о том, что могло бы быть. Поговорим о том, что есть. В реформе высшей школы два пункта. Это единый государственный экзамен (ЕГЭ) и государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), или образовательные ваучеры.

Введение ЕГЭ - это отличный выход для того, чтобы избавить бедные детские головы от нагрузок и от стрессов при сдаче двойных экзаменов. И пожалуй, это единственный очевидный плюс. Реформаторы утверждают: есть и другие положительные моменты - пресловутая борьба с коррупцией в вузах. Но ведь нет никаких гарантий, что взятки не будут брать в школах при сдаче ЕГЭ. В этом случае коррупция будет по-масштабней! Говорят, это исключено, ведь листочки с тестами не подписаны. Ошибаетесь. Наблюдатели заявили, что во время проведения ЕГЭ листок с заданием часто подписывали фамилией ученика. А это незаконно. Те, кто проводил экзамен, краснея, объясняли, что это привычка, и приводили море оправдательных аргументов. И еще один важный нюанс. Результаты ЕГЭ были ужасающими. В некоторых регионах двойки получили более шестидесяти процентов школьников. В среднем на экспериментальных территориях двоечников было больше двадцати процентов. И это с оговоркой, что во многих школах результаты намеренно завышались! Учителя говорили, что российские дети не привыкли к тестам и для них это что-то непонятное и чужеродное. А если виной не растерянность детей, а то, что они просто не усвоили школьную программу? Тогда это катастрофа. Потому что пустые головы детей - это скорее не их вина, а педагогов и всей хваленой российской системы образования.

Категория Г

Теперь о ГИФО, самом противоречивом моменте реформы... По результатам ЕГЭ детей будут делить на пять категорий. Лучшие получат категорию А с плюсом. Те, кто оказался чуть хуже - А. Далее по алфавиту и, соответственно, по убыванию качества знаний: Б, В и Г. Разные категории получат разные ГИФО. Разница будет в сумме, которую государство дает будущему студенту на его высшее образование. Двоечники и троечники будут оплачивать учебу в вузах самостоятельно. Отличники, получившие А с плюсом, получат самую большую сумму. Говорят, она будет около тридцати тысяч рублей. Но, во-первых, реальное обучение в университетах гораздо выше этой суммы. Например, ректор МГУ Виктор Садовничий в одном из своих интервью утверждал, что на обучение в университете тратится двадцать тысяч долларов в год. Следовательно, даже отличникам при поступлении в престижный вуз надо будет доплатить разницу между ГИФО и реальной стоимостью образования. Поэтому даже самые большие суммы, заложенные в ГИФО, просто смешны. Во-вторых, ту самую, вожделенную категорию А с плюсом в шестнадцати регионах, участвовавших в эксперименте, практически никто не получил. Вспомните, государственные чиновники утверждали, что как минимум пятьдесят процентов студентов будут иметь возможность получать бесплатное образование. Но это скорее миф, если не сказать покрепче. ГИФО - это задекларированная платность высшего образования. А вряд ли платное образование - выход для современной России. В таком случае, кому нужны такие реформы?

*** В N41(214) в материале "Тотальная реформа" нами была допущена непростительная ошибка - в тексте интервью ректора МГИМО Болонская декларация была названа Булонской. Редакция сожалеет об этом недоразумении.


О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки

Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Минобрнауки России