Управление школой
24.01.2003
Инна Алейникова

Уроки на длинных дистанциях

Школа Ефима Рачевского предлагает уникальный способ получения образования: дистанционный. Наш корреспондент Инна АЛЕЙНИКОВА побывала в образовательном центре "Царицыно" и убедилась в этом.

Метод проб и ошибок

Эта школа начинается с лозунга "Кто куда, а мы - учиться!" Этот призыв распространяется и на учителей, шесть лет назад оказавшихся в обстоятельствах, которые заставили их по-новому посмотреть на привычную педагогическую практику и потребовали приложить собственные усилия, чтобы школа стала современнее.

Чудовищно, но в век высоких технологий десятки тысяч детей - ученики заочных физико-математических школ - используют почтовые отправления. В 548-й это считают архаизмом. Интернет, появившийся здесь в 1996 году, уже тогда стал подручным средством для педагогов. Что говорить о дне сегодняшнем, когда везде, будь то класс математики, кабинет завуча, учительская или библиотека, всегда включены компьютеры. Директор Ефим Рачевский не скрывает: да, учителям доплачивали за работу с использованием техники, но интерес к такому труду одними деньгами не привьешь. А решение школьной администрации самим разработать программу дистанционного обучения встретило не удивление, а энтузиазм коллектива. Поводом послужило предложение отца девочки, вынужденной учиться на дому, хотя бы частично заменить уроки с приходящими ежедневно учителями на занятия по тем же предметам на компьютере, благо и техникой, и Интернетом семья была обеспечена. Кажется невозможным, что одной-единственной ученице пошли навстречу? А Рачевский вообще директор необычный...

— Разработку интернет-технологий мы начали с перелопачивания литературы, - рассказывает он. - Посмотрели, кто что делает в этой области, и оказалось, текстов гораздо больше практики. В общем, начинали методом проб и ошибок (последних, не скрою, было много) под руководством учителя информатики.

"Дистанционные" потребители

Потом жизнь подсказала следующие шаги. Число учащихся, которые наждались в дистанционном обучении, выросло. Впрочем, как и штат взрослых, обеспечивающих поддержку "образования на расстоянии".

Так, оторванными от качественного преподавания предметов не захотели оставить детей родители, надолго покидающие Москву: командировки иногда забрасывали семьи в города, где школы были слишком слабыми или обучения на русском языке не велось вовсе. Алгебра и начала анализа, русский язык и литература, физика, химия, биология, история России и обществознание - этими предметами тогда ограничивалось обучение через Интернет уехавших школьников.

Актуальным это стало и для русскоязычных ребят из стран СНГ и Балтии. Еще несколько лет назад в Латвии насчитывалось 175 школ для них, 845 - в Узбекистане, 952 - в Белоруссии, 2556 - в Казахстане, 2747 - на Украине... Всего - 7952. Не многие из них работают сегодня, а поступать в вузы школьники собираются в России. В прошлом году им на помощь пришел Центр образования Рачевского, ставший "богаче" на десять учеников.

Министр образования Филиппов инициативу поддержал делом, разослав коллегам-министрам в страны ближнего зарубежья предложение о поддержке проекта, поручив Департаменту общего образования разработку соответствующей нормативной базы. Правда, приказ "Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ" за N 4071 был зарегистрирован в Минюсте только в конце декабря 2002 года, тем не менее разные документы министерского уровня влияли на ход обучения в царицынской школе и раньше. К примеру, дети из балтийских стран и стран СНГ, зачисленные в экстернат 548-й школы, должны были проходить итоговую аттестацию только в Москве. Для новоиспеченных выпускников школы в Царицыне экзамены и получение аттестата в далеком от них городе обошлось минимальными затратами: специально разработанная финансовая программа правительства российской столицы по поддержке таких семей позволила сделать поездку бесплатной.

Другой приказ Минобразования напрямую дистанционного образования не касался, но сотрудники Рачевского (по его словам, смотрящие на несколько лет вперед) увидели в нем необходимость поработать и в этом направлении.

— Принята Концепция профильного обучения. Пока программа работает в экспериментальном режиме, потом, возможно, пойдет повсеместно. С какой проблемой столкнутся школы России? - спрашивает директор. - С желанием детей получать профильное образование при неспособности школы, в первую очередь из-за отсутствия кадрового и информационного ресурсов, создавать требуемые условия.

И та модель, которую мы сейчас пробуем, может быть востребована. Ребенок в чувашском городке или селе Рязанской области выбирает и получает профиль через дистанционные технологии нашей школы (тем более программа "Электронная Россия" не стоит на месте, и Интернет по школам распространяется). В реализации программы профильного обучения очень важна информационная сеть города или района. Она будет неполной без дистанционной сети.

Признаюсь, есть неясности со сдачей ЕГЭ, и вообще вопросов больше, чем ответов. Но одно известно точно: без интерактивной обучающей среды в полной мере наладить профильное образование будет невозможно.

Встает на ноги и программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (нужно отметить, что к ним относятся не только инвалиды, но и школьники, не имеющие доступа к информационным ресурсам.Кто это - неясно). При том, что в муниципальную школу Рачевского зачисляются все, кто живет в округе, в том числе и дети со специальными потребностями, а тем, кто учится дома, предлагаются компьютерные технологии. При болезнях с сохранным интеллектом ребятам предлагаются те же программы, что и сверстникам.

Помоги себе сам

Три года назад примерно 30% учеников имели дома компьютер с доступом в Интернет. Недавний опрос порадовал другими цифрами: в молодых семьях (ученики 1-5-х классов) такой процент составлял 70, в остальных - 35.

А в одном из кабинетов школы на втором этаже стоят ПК, готовые к распределению по малообеспеченным семьям и семьям с детьми-инвалидами. Обилие компьютеров поражает, в чем нельзя было не признаться, встретившись с директором.

— Одна четверть средств - из бюджета города, Остальные деньги привлечены попечительским советом,

Компьютеры - не единственная проблема дистанционного образования: нужно методическое обеспечение. Какое-то время Рачевскому и учителям удавалось справляться. Полтора года назад "груз" был распределен по появившимся партнерам. Центр образования N 548 стал соучредителем некоммерческого образовательного учреждения "Открытая русская школа" (ОРШ). В активе ОРШ - хорошие программисты, в активе школы - учителя, научившиеся работать с технологиями по дистанционному обучению и самостоятельно, и при поддержке Московского института открытого образования. ОРШ сказал веское слово в дистанционном образовании. Появились детально разработанный учебно-методический комплекс (УМК), электронные учебники с удобной системой навигации по разделам и параграфам; разработанный локальный режим позволяет сократить расходы на Интернет (УМК в СD-версии) и т. п.

Сегодня дистанционно можно учиться уже по всем предметам программы 10-11-х классов, а дети-инвалиды имеют возможность дистанционно учиться и в младших классах. Завуч Ольга Лаврентьева продемонстрировала отправление и получение заданий учителями, комментарии педагогов каждому ученику, таблицу отслеживания успеваемости, проверки электронных тетрадей... Тот факт, что учеба строится в индивидуальном режиме, привлекает к очно-экстернатной форме немало старшеклассников из самой 548-й: по любому предмету допускается учиться через Интернет. ОРШ ждет всех на сайте www.vetka.ru.

Институт из монитора

"Ефим Лазаревич! Я координатор проекта vetka.ru Ольга Соколова. Пишу Вам об успехах бывших учеников. Константин Кононеров из Узбекистана поступил в МГГУ им. Баумана на бюджетное место. Юля Тюрина - на медицинский факультет Российского университета Дружбы народов. Мила Ли - на политологию в МГУ, живет в общежитии. Аида Сайфулина учится теперь в Казанском госуниверситете. А вот что написали две прибалтийские девочки: "Мы тоже поступили, но в разные вузы. Кристина в Русско-Балтийский, а я, Моника, в Латвийский институт (в отличие от подруги учиться буду на латышском). Оба вуза находятся в Риге".

Как знать, не захотят ли нынешние студенты, приобщившиеся к дистанционному просвещению в школе, продолжать вузовское обучение точно так же? Десятки высших учебных заведений к этому готовы: Тульский, Петрозаводский, Томский, Дальневосточный государственные университеты, Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики, Российская академия госслужбы при Президенте РФ, Академия народного хозяйства при Правительстве России... Жаль, что со школами выбор небогатый.

— Может, ваша единственная такая? - был мой последний вопрос Рачевскому.

— Думаю, что не единственная. Журналистам всегда подавай эксклюзив, - добродушно укорил меня он.

А я, напротив, была бы рада, найдись в российском образовании хотя бы еще одна 548-я...


О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки

Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Минобрнауки России