Психология и образование

Третий съезд Российского Психологического Общества (РПО) был открыт в Санкт-Петербурге вчера, 25 июня -- под звуки корабельного колокола, напоминавшего о близости моря. Многие выступавшие с докладами напоминали участникам форума и о необычности зала, в котором они собрались. Именно в этом просторном помещении с колоннами, портретом В. И. Ленина и мраморной статуей Екатерины II, была провозглашена Советская власть, а в 1991 году было заявлено о её падении. Но здесь же, начиная с 1907 года, проходили дореволюционные всероссийские собрания психологов.

Мистический зал, шутили выступающие. Прелюдией к их докладам стало шуточное попури в исполнении трех талантливых скрипачей, составленное из любимых россиянами в разные исторические эпохи мелодий: “Гром победы раздавайся!”, “Боже, царя храни!”, “Интернационал”, гимны России Глинки и Александрова. Чувствовалось, что организаторы съезда -- петербургские психологи -- профессионально стараются создать обстановку, располагающую к разговорам “по душам”.

И разговор получился. Вернее, свободная дискуссия, потому что докладчикам то и дело передавали из зала записки, на которые они сразу же и отвечали. Открывал съезд Президент РПО Евгений Александрович Климов. “Психологию начинает не теория, а практика, -- сказал он. -- До революции в истории страны было время, когда несовершенные заводские станки часто калечили рабочих. Плохо, тяжело? Безусловно! Но так родилась инженерная психология. Если судить о тенденциях в современной психологии по научным работам аспирантов, можно сказать, что психология реагирует на все “язвы” нашего общества – на подростковую беременность, и алкоголизацию сотрудников милиции, и безработицу, и наркоманию. Радует фундаментальный подход к этим темам”.

Но как честно отметил в своём выступлении ректор факультета психологии МГУ Александр Иванович Донцов, весьма часто научные работы молодых психологов в 98% случаях из 100 цитируют иностранные работы. Причем десятилетней давности.

Причина этого явления имеет под собой исторические корни. Несколько раз в нашей стране психологию “запрещали” высокими партийными постановлениями. Поэтому, имея в своём послужном списке теоретические работы В. Бехтерева, Б. Ананьева, В. Мясищева, А. Ярмоленко, Е. Кузьмина и других прекрасных отечественных исследователей и экспериментаторов, отечественная психология до сих пор не вполне известна студентам и молодым ученым России, хотя и преподается в вузах.

Например, сегодня психологи робко подступают к диагностированию поведения призывников и военнослужащих. А меж тем в дореволюционной работе подобные исследования проводились даже с большим успехом, чем аналогичные в странах Европы.

“Поднять авторитет отечественной психологии, -- говорил А. И. Донцов, -- задача РПО на ближайшие годы”. Но как можно поднять авторитет науки, которую уже в наши дни несколько скомпрометировали практикующие психологи с низкой квалификацией и просто откровенные “колдуны” или жулики, выдающие себя за психоаналитиков? Меры предлагались такие. Принять “Этический кодекс психолога” -- и он действительно был вечером того же дня принят. Выбрать из отечественной психологии лучшее, шире информировать о достигнутом и признанном опыте население. Принять проект “Положения об экспертном совете по сертификации психологических технологий”.

Что дает это “Положение” населению? Гарантию качества психологических услуг. В том числе -- в образовании. Потому что отныне РПО будет добиваться, чтобы психологическая деятельность во всех её формах и видах проходила обязательное лицензирование. А сами услуги проходили общественную экспертизу с представительством членов РПО, которые работают во многих регионах страны.

Это пока что планы и пожелания самим себе, и все же шаг вперед. Потому что до этого усилия активистов РПО были направлены, главным образом, на объединение психологов страны. Делалось это и в интересах науки, и в интересах населения России. Ведь, как не раз звучало на съезде, видов индивидуальных психологических “практик”, разного рода методик и технологий у нас в отечестве много, но они не объединены в единую концепцию и говорят на разных языках науки.

Эти свои планы РПО может реализовать только через ряд новых законов и

административно-правовых актов. Пока что оно действует лишь как общественная организация, а не как отраслевое ведомство. Меж тем мечтает стать именно отраслевым ведомством, ведь профессия “психолог” и “клинический психолог” становится уже массовой. Ныне сто тысяч граждан России являются специалистами в этой области с дипломами высшей школы.

В число этих специалистов входят и практикующие школьные психологи. Правда, далеко не все из них имеют диплом о высшем образовании. Часть окончила лишь девятимесячные курсы переквалификации и совмещает профессию школьного психолога с работой учителя. О недостатках в практике школьных психологов этой категории говорили на съезде и академик РАО Виталий Рубцов, и начальник отдела практических психологов Минобразования РФ Игорь Каманин. Были случаи, когда родители подавали в суд жалобу на школьных психологов низкой квалификации за их грубые, бестактные действия в отношении учеников. И вот сегодня, на второй день работы съезда, академик РАО Александр Асмолов предложил создать ассоциацию психологов, работающих в учреждениях образования -- в рамках РПО. Планируется, что у этой ассоциации тоже появятся функции общественной экспертизы -- деятельности психологов образования, их методик, технологий, программ, учебников.

Такие формы стало принимать предложение Виталия Рубцова, вынесенное им на суд участников съезда вчера, 25 июня, в первый день работы форума -- о создании общественной экспертизы, которая бы защищала и качество психологических услуг в образовании, и проверяла бы качество реформаторских мероприятий модернизации образования.

Сегодня же члены РПО приступили к обсуждению ещё одной острой темы -- психологической безопасности образовательного пространства. Но об этом расскажут дальнейшие публикации нашей газеты.

Ирина Репьева, “Большая перемена”

Обсудить на форуме

26.06.03 16:18
Анонсы событий
О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки


Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Министерства образования РФ