Путешествующие школы клуба «Учитель года»

В этом году открытие финала Всероссийского конкурса «Учитель года» прошло в удивительно теплой, домашней обстановке. Может быть, потому, что мероприятие это было организовано силами команды КВН Межрегионального клуба «Учитель года». Прежде конкурс открывался в Колонном зале Дома Союзов, торжественно, но и официально. Так же официально представлялись зрителям участники конкурса. И только члены команды КВН сразу же смогли разговорить, растормошить, перезнакомить новых конкурсантов. Но чем ещё, кроме КВН, занимается Межрегиональный клуб «Учитель года»? Кого он объединяет? Корреспондент «Большой перемены» решила узнать об этом у заместителя председателя клуба Оксаны Родионовой, шеф-редактора журнала «Учитель года». Надо отметить, что одним из почетных председателей Межрегионального клуба является министр образования РФ Владимир Филиппов.

— Оксана, когда возник Межрегиональный клуб «Учитель года»?

— В марте 2001 года. Тогда победители конкурса «Учитель года -2000» приехали на учебу в Федерацию Интернет образования. Встретившись с участниками конкурса 2001 года, они так обрадовались друг другу, что тут же приняли решение о создании клуба. Не захотели расставаться вновь и навсегда.

— Но ведь для того чтобы встречаться с друзьями вдали от дома, в других регионах, надо найти деньги, чтобы оплатить самолет, поезд. Какая-нибудь организация, предприятие помогают клубу материально?

— Пока нет. Но так как клуб и конкурс находятся под покровительством Фонда поддержки учительства, то предполагается, что Фонд будет искать для клуба спонсоров. А пока что мероприятия клуба осуществляются на те деньги, которые находят сами учителя.

— О каких мероприятиях вы говорите? Я думаю, что нашим читателям будет интересно узнать о том, как живут участники конкурса после того, как отгремят литавры финала.

— В прошлом году члены клуба осуществили поездку на Байкал, а в этом в республику Коми. Конечно, не весь клуб, а всего несколько учителей из конкурсов разных лет. Каждый взрослый педагог вез с собою на Байкал своих учеников - тоже, разумеется, не всех. В этом году с деньгами помогло республиканское министерство образования Коми, но, в общем, каждый участник находил средства на поездку из каких-то своих источников.

— А какова была цель поездок? Например, на Байкал?

— Обучение детей, в первую очередь. В поездку отправились учителя, преподающие разные предметы: химик, географ, биолог… А детей, разных возрастов и из разных регионов, нарочно «перемешали» и разделили на группы. В походе каждый учитель дал каждой группе учеников несколько уроков.

Вся поездка длилась десять дней. В дороге учителя выбирали себе наиболее живописные «классы» – это могли быть и берега рек, и лес, и даже болото. Некоторые уроки проходили в лодке, пока ребята и учитель перебирались на другой берег. То есть им была предоставлена полная свобода педагогического творчества. Некоторые учителя взяли с собой свои походные лаборатории физики, химии.

И вот на таких уроках на открытом воздухе классы то проверяли степень радиации воздуха, то его загрязнение пылью, то экологическое состояние воды в реках и озерах, которые встречались по пути. Природа и наука слились в их познании детьми. Это было, конечно, здорово!

В будущем году такая же экспедиция пройдет, скорее всего, в Краснодарском крае, где живет участник Всероссийского финала конкурса 2000 года Андрей Семке. Он сейчас является заместителем начальника управления города Ейска, но ещё  работает директором школы и преподавателем физики. Приглашает клуб к себе.

В Краснодарском крае также пройдут уроки, связанные с изучением экологических проблем. Хотя это и курорт, но в связи с ураганом прошлого года там появилось немало экологических проблем. Андрей собирается предложить ребятам попытаться помочь взрослым найти пути выхода из этих проблем.

А в конце каждого похода проходит конференция, на которой ученики обобщают свой опыт, делают доклады. Причем в этих конференциях принимают участие не только приезжие ребята, но и местные. Такие походы обычно привлекают к себе внимание и местных педагогов – настолько они необычны. Прямо-таки путешествующие школы. 

— Да, о таких можно только мечтать. А когда проходят обычно эти походы, в какое время года?

— Летом, в июле, после того, как у учителей начнется отпуск, а школьники освободятся от экзаменов. Дело в том, что все участники конкурса «Учитель года» настолько влюблены в свою работу, что она является для них одновременно и хобби, страстным увлечением, с которым они не хотят расставаться даже в летние месяцы.

Кроме походов, участники Межрегионального клуба проводят слеты победителей финала конкурса. Эти слеты, как правило, посвящены решению каких-нибудь педагогических проблем.

Например, когда я с членами клуба была в Ленинградской области, мы провели дискуссию на тему «Школа и общество». А когда прилетели в Сургут – «Реформа оценки». Кстати, слеты клуба "Учитель года" в Ленинградской области и Сургуте оплатил Фонд поддержки учительства. А перед тем, как выехали из Москвы, побывали в Минобразования РФ. И там, под руководством Владимира Филиппова, почетного председателя нашего клуба, прошло заседание на эту же тему. Мы услышали несколько выступлений, в том числе историка образования Михаила Богуславского, об истории оценки, всех её формах и видах. 

В Сургуте мы обсуждали ту же тему в Высшей гимназии-лаборатории, директором которой является заслуженный учитель РФ, Валерий Михайлович Салахов, который в этом году был на финале Всероссийского конкурса руководителем номинационного жюри.

И хотя на том слете мы не пришли к окончательному выводу, какая же форма оценки сегодня предпочтительна в школе, всё равно общение было очень поучительным. Каждый педагог вспоминал что-то из своего опыта, и потому встреча получилась продуктивной.

Надо заметить, что хотя эти слеты должны были, по замыслу их организаторов, собирать только победителей Всероссийского конкурса, на самом деле на них приезжают и те его участники, которые не вошли в число пятнадцати лауреатов Президентской стипендии. Да и не интересно было бы видеть и слушать на слетах одних и тех же людей. Все участники конкурса – крепкие профессионалы, потому в наш Межрегиональный клуб вступают все желающие – бывшие конкурсанты.

— Но откуда взялось это название – «Межрегиональный клуб»?

— Мы задумывали поначалу создать отделения клуба во всех 89 регионах страны. И кое-где они действительно возникли: в Краснодарском крае, в Карелии, в Санкт-Петербурге, в Ленинградской области, в Самаре, в Архангельске. Наш клуб должен был координировать деятельность региональных отделений.

И я думаю, что нам удастся реализовать свой замысел, потому что в этом году участники московского финала конкурса очень оживленно обсуждали эту тему, говорили нам: «Дайте положение о клубе, образцы заявлений. Мы тоже хотим общаться, встречаться, создадим отделения клуба у себя».

Вполне естественно, что участники конкурса становятся друзьями,   но тут сказывается и профессиональный интерес друг к другу. Хочется обмениваться информацией, опытом. Поэтому неверно то мнение, что конкурс – это официоз, парадность, и не более того. Учителя вкладывают в конкурс слишком много души!

— Но говорят и о том, что победитель конкурса всегда известен заранее. Недавно в прессе появилось сообщение, что руководитель Московского департамента образования, Любовь Петровна Кезина, приняла решение не принимать больше участие в финале конкурса, не отправлять на него московского победителя, потому, мол, что в этом году на главный приз претендовала столичная учительница Татьяна Викторовна Федорова, а в победители опять «вывели» ленинградского учителя Игоря Альбертовича Карачевцева. Что вы об этом думаете?

— Я думаю, что на конкурс прибывает значительное число сильных конкурсантов. А победитель выбирается путем тайного голосования. Я не верю, что тут возможна какая-то подтасовка.

— А не кажется ли Вам, что участники, приехавшие на конкурс из дальних деревень, далеких регионов и москвичи, петербуржцы оказываются всё-таки в этом соревновании не в равном положении? Может быть, имеет смысл отделить их друг от друга? В рамках конкурса сделать отельную номинацию для учителей из самых крупных городов России?

— Знаете, я на конкурсе уже семь лет и думаю, что учителя из регионов редко уступают столичным педагогам. Судите сами,  конкурс длится четырнадцать лет, а за это время был всего один победитель из Москвы и два из Санкт-Петербурга. Все остальные – из относительно небольших городов, где нет даже миллиона жителей. Самый первый победитель вообще был из деревни. Михаил Нянковский, победитель 1994 года, - из Ярославля, Олег Парамонов, победитель конкурса 1993 года, - из Брянска, Зинаида Клементовская, победительница 1995 года, - из Рязани. Разве это самые крупные города России?

Всех этих людей вы могли видеть на конкурсе и в этом году. Двое из них были членами Большого жюри, а Нянковский – членом жюри предметного.

Кроме всего, Олег Парамонов является членом команды КВН Межрегионального клуба «Учитель года». Вы могли слышать его стихотворные пародии на участников финала конкурса этого года, на их мастер классы, меткие, остроумные, просто блистательные.

Мне кажется, что, отдели мы Олега Парамонова в 1993 году от других участников конкурса – столичных и петербургских - мы его тем самым бы только обидели, как бы заранее обрекли на поражение. Имели ли мы на это право?       

— Ваша точка зрения звучит убедительно. Но расскажите, пожалуйста, о команде КВН вашего клуба.

— Она пока что не принимала участие в телевизионной передаче «Клуба веселых и находчивых», но кто знает, что будет дальше. Весной в Сокольниках проходила выставка «Школа –2003», и наша команда КВН давала на ней своё веселое представление. А после него учителя разошлись по комнатам и дали блестящие уроки по своим предметам. Они высокие профессионалы в своём деле.

— Чем еще занимается Межрегиональный клуб?

— Самый последний наш замысел – педагогический десант, осуществленный в этом году. Идея принадлежала Евгению Травину, учителю из Ленинградской области, который вошел в пятерку победителей конкурса в 2000 году.

Члены клуба отправились на автобусе по городам и весям Ленинградской области. Они ехали из города в город в течение недели и по дороге давали свои мастер-классы. Игорь Смирнов – «Учитель года – 2003» тоже отправился в эту поездку.

Сама я в ней не была, но мне рассказывали, что учителя из сельских районов вставали в четыре часа утра, чтобы доехать до какого-нибудь маленького городка и увидеть эти уроки! Интерес к бывшим участникам Всероссийского финала конкурса, к педагогическому мастерству победителей, был огромный!

Они вдруг поняли, что участники «Учителя года» не какие-то там восковые музейные фигуры, а живые люди, с которыми можно общаться. Зрители мастер-классов расхватывали буквально всё, что приносили с собой на уроки члены нашего клуба: пособия, конспекты, планы уроков!

— Я помню, что в конце восьмидесятых годов такой же ажиотаж существовал вокруг учителей – новаторов: Амонашвили, Ильина, Щетинина… Моя подруга, учитель литературы, съездила на уроки Евгения Ильина в Ленинград, переписала его опорные конспекты и потом разбиралась в них, в этих малопонятных кратких строчках, с таким увлечением, словно перед ней были древние и драгоценные летописи. Может быть, это перенимание чужого малопонятного опыта и не принесло ей большой пользы, но поездка заразила её желанием попробовать в педагогическом творчестве себя. 

— Вот и эту, ленинградскую, поездку окружала атмосфера энтузиазма, и энтузиазма самого бескорыстного. Сколько просили «зрители», столько мастер-классов члены нашего клуба и проводили: надо было шесть уроков в день, проводили шесть.

Может быть, они ничего принципиально нового и не придумали, не показали, но зато дали толчок для провинциального учительства, с которым встречались, по-иному взглянуть на свою работу.

Я знаю, что одна сельская учительница на встрече рассказывала: «Прихожу каждый день домой из школы и думаю: «Надоело! Брошу! Выгорела изнутри! Устала!» А как посмотрела на мастер-классы других учителей, ко мне вернулись мои силы, стремление к творчеству меня просто зажгло!»

Конкурсанты «Учителя года» дают новую жизнь своей профессии. Если бы журналисты, пресса, пишущая об образовании, понимали это, они не писали бы о конкурсе всякие непристойности, вроде того, что учителя собираются на конкурс только ради денег и подарков, которые они здесь получают.

У нас в России сегодня 904 участника только Всероссийского финала конкурса! А сколько всего по стране участников школьных, районных, областных конкурсов! Да их сотни тысяч! И вот сегодня мы призываем их всех, чтобы в феврале 2004 года каждый из них куда-нибудь отправился - в соседнюю область, район, да хотя бы в соседнюю школу - и дал там свой мастер-класс. Это будет праздник – Всероссийский мастер-класс! Надеемся, что у нас это получится, и он станет постоянным и ещё одним праздником дружбы и солидарности российского учительства.

— В прошлом году многие учителя, вышедшие во Всероссийский финал конкурса, отправились в длительную летнюю поездку по Европе. Кто её организовал?

— Партия «Единая Россия». Возможно, это был их предвыборный пиар. Действительно, «Единая Россия» предложила бесплатную поездку примерно восьмидесяти педагогам и такому количеству их друзей  по пяти городам Европы.

Но, конечно же, учителей так балуют нечасто. В этом году у конкурса было три главных спонсора: «Внешторгбанк», фирма «Микрософт» и фирма «Интел». Они дали деньги на конкурс.

— На пресс-конференции в канун конкурса было сказано, что эта сумма составляет 12 миллионов рублей.

— Возможно. У «Внешторгбанка» других образовательных программ пока нет. А вот «Интел» и «Микрософт» выпускают учебники, снабжают школы компьютерами, программным обеспечением.

Кроме того, спонсоры подарили школе победителя конкурса Игоря Карачевцева компьютерный класс будущего. Такой, где у  каждого ученика на столе ноутбук, беспроводная школьная сеть, принтеры, есть и рабочее место учителя.         

А в прошлом году спонсоры конкурса впервые в его истории  решили выделить деньги на то, чтобы победитель Всероссийского финала смог на год оставить свою работу и уйти в творческий отпуск.

— А что он будет в это время делать? Ездить по стране и давать мастер-классы?

— То же самое, что делает и американский Учитель года: выступать перед общественностью, пропагандировать идею конкурса, себя показывать, привлекать внимание к самым разным вопросам жизни российского учительств.

Но самое главное - приподнимать дух учительства там, где учителя сникли под тяжестью своих неразрешенных проблем.

Но я должна сказать, что по закону «Об образовании» любой учитель, отработавший в школе определенный срок, имеет право взять творческий отпуск, без прерывания своего трудового стажа. Другое дело, что его никто не оплатит. Хотя талантливый учитель мог бы использовать это время для написания книг о своём, например, педагогическом опыте. Нашему образованию - побольше бы меценатов!

И, кстати, были бы деньги у Межрегионального клуба «Учитель года», мы бы непременно осуществили ещё один свой план. Хотим открыть медиатеку нашего конкурса. Есть у нас мечта – собрать в одной библиотеке, на электронных носителях, все наработки, все открытия участников конкурса. Чтобы любой учитель России смог бы ими воспользоваться по Интернету.

— Тогда, Оксана, «Большая перемена» желает вашему клубу  обрести побольше богатых и щедрых спонсоров!

— Спасибо!

Ирина Репьева, Большая перемена».  

Обсудить на форуме

22.10.03 13:32
Анонсы событий
О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки


Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Министерства образования РФ