Компьютер для инвалидов: не все так просто

В РУДН прошел «круглый стол», посвященный проблемам информационных технологий в образовании инвалидов.

Открывая обсуждение проблемы, журналист Тамара Малых сказала, что сегодня появилось немало благотворителей, которые хотят что-либо сделать для детей-инвалидов, но их старания нередко бывают неэффективными, потому что они действуют через посредников, не имея обратной связи с теми, кому помогают.

Меж тем, например, компьютер для слепых стоит очень дорого – 4 тысячи долларов. Хотелось бы, чтобы столь серьезные деньги были потрачены с пользой.

Сергей Ваньшин, генеральный директор предприятия РЕАКОМП (Всероссийское общество слепых) заметил, что проблема инвалидов в наше время напрямую касается всего нашего общества. Сейчас в РФ насчитывается уже 14 миллионов инвалидов. «Инвалиды – потенциальная рабочая сила России. Мы хотим и можем работать, -- сказал Сергей Ваньшин. -- Следует лишь обучить тех, кто не имеет профессии, и трудоустроить их. Практика показывает, что слепые способны проявить себя в программировании, а из больных ДЦП получаются неплохие компьютерные графики, дизайнеры, веб-мастеры».

Обсуждение, состоявшееся на «круглом столе» показало, что, по сути, делаются ещё только первые шаги в деле массовой интеграции инвалидов в высшее образование и здоровое общество.

Например, Министерство образования РФ летом этого года приняло на одной из своих коллегий решение обеспечить равные возможности инвалидов и здоровых людей на получение образования. Для этого планировалось создать в каждом регионе хотя бы один специализированный вуз и два колледжа, куда бы могли принимать на учебу одних лишь инвалидов.

Если до 2000 года инвалиды обучались только в 12 техникумах – интернатах Минтруда и социального развития РФ, то в 2002-2003 годах инвалиды получают высшее образование в системе Минобразования РФ -- в 299 из 335 вузов.

Но что гладко на бумаге, то не всегда ровно проходит в жизни. На самом деле инвалиды пробиваются в вузы с боем, принимают их на учебу неохотно и иногда, чтобы они не «прошли», выставляют всевозможные препоны.

Сергей Ваньшин подчеркнул, что большую помощь может оказать инвалидам их сплоченность, принадлежность общественным  организациям, таким, например, как Всероссийское общество слепых.

Депутат Московской городской Думы Михаил Антонцев тоже говорил о том, что инвалиды должны проявлять сплоченность. Например, сегодня в столице уже создан Центр квотирования рабочих мест для инвалидов, который проводит в жизнь один из новых московских законов о том, что 4% всех рабочих мест на предприятиях имеют право занимать инвалиды. Однако столичные бизнесмены этот закон нередко нарушают. Правда, их штрафуют, а штрафные деньги поступают в бюджет города на целевые расходы. Накоплен уже 1 миллиард рублей, которые предназначены на создание новых рабочих мест для инвалидов в столице.

Но каких мест? Руководство фирмы «Макдональдс» предложило трудоустраивать инвалидов в свои кафе на должности официантов и посудомоек. Однако предложения о неквалифицированной работе могут устроить далеко не всех людей с ограниченными физическими возможностями. И с «Макдональдсом» решили  контракт не заключать.

Однако для того, чтобы в городе была выстроена верная политика и стратегия трудоустройства инвалидов, нужны четкие сведения об их потенциальных возможностях, заболеваниях, образовании, различных индивидуальных особенностях. Помочь в сборе этой информации, предоставить свои проекты должны сами инвалиды. Звонить и заявлять о себе и своих предложениях они могут по телефону центра квотирования: 237-05-35.

Михаил Антонцев закончил своё выступление словами: «Инвалиды должны иметь возможность обеспечить хотя бы свой прожиточный минимум. Но не минимум инвалида, а минимум трудового человека».

Вероника Бурмакина, директор московской школы №542, в которой дети – инвалиды получают дополнительное образование дистанционно, рассказала о том, что её школа создана в феврале этого года Правительством столицы. 750 детей-инвалидов получили в подарок по ноутбуку. Обучали их на дому работе на компьютерах волонтеры – студенты педагогических коллежей. А преподаватели окончили курсы информационных технологий в Федерации Интернет Образования.

Однако эксперимент, который будет длиться три года, уже дает сбои. Как рассказали на «круглом столе» работники 410 московской школы-интерната, преподаватели обучены плохо, многие дети тоже.

Некоторые компьютеры почти сразу же вышли из строя; а где их ремонтировать, никто толком не знает. Они работают на базе «Макинтоша», для этой системы существует не так уж много образовательных программ. Таким образом, дорогие компьютеры превращаются в дорогую, но пока что малополезную игрушку.

Кроме того, не у всех детей–инвалидов есть дома телефоны и поэтому не все могут подключиться к Интернету. А без Интернета дистанционное обучение теряет свой смысл. 

Эту тревожную тему поддержали преподаватели и других школ-интернатов. Их дети также были разочарованы в подарке.

В обсуждении темы представитель Марийской автономной республики сказал, что, по его наблюдениям, в магазинах практически не продаются специальных компьютерные программ для образования детей-инвалидов. Создается впечатление, что пока что в стране их вообще нет, хотя за границей подобные программы  разработаны.

Неслучайно поэтому одна из директоров школ-интернатов для детей-инвалидов произнесла осторожную фразу: а стоит ли  торопиться с покупкой компьютеров для инвалидов – тем более, если она делается на «последние деньги» его семьи. Если пока что  до конца не отработаны ни техническая, ни содержательная стороны этого вопроса?..

В принципе, перспектива у проекта есть, но к нему надо, конечно, отнестись с полной ответственностью. Возможно, решение части этих проблем возьмет на себя специальный семинар, который в скором времени пройдет в Московском институте социальной педагогики.

Интеграция инвалидов в образовательное пространство страны должна стать делом хорошо просчитанным и выверенным. А меж тем на «круглом столе» прозвучали призывы представителя института ЮНЕСКО г-на Крестачевского поскорее перевести всех детей-инвалидов в массовые школы и закрыть коррекционных школы-интернаты!

С этой точкой зрения едва ли согласятся работники Института коррекционной педагогики РАО, которые прекрасно знают, что многие дети-инвалиды (в том числе глухие и умственно отсталые) обучаемы только потому, что учатся по иным, чем здоровые дети, учебным программам, технологиям и методикам, которые им не предоставит ни одна массовая школа.

В общем, для реализации благородного и разумного намерения - дать компьютер каждому ребенку-инвалиду - нужны ещё очень большие усилия, как со стороны работников образования, так и разработчиков информационных технологий, врачей, психологов.

Ирина Репьева, «Большая перемена»

Обсудить на форуме

21.11.03 15:00
Анонсы событий
О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки


Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Министерства образования РФ