На каком фундаменте будет построен Интернет-град?

Лицей № 10 города Одинцово Московской области – один из участников конкурса «Лучшие школы России». Чем эта школа отличается от других? Мы предполагали, наличием компьютерных классов с плоскими мониторами и выходом в интернет, роскошной видео- и аудиоаппаратурой, углубленным изучением информатики и математики… А оказалось, что для детей гораздо важнее нечто другое. Что именно? Об этом они высказались в ходе дискуссии, которую провела в лицее «Большая перемена».

…На вид это самая обычная школа – далеко не новая типовая пятиэтажка (в следующем году зданию стукнет сорок лет). Одинцовская школа № 10 стала техническим лицеем в 1996 году. Направление выкристаллизовалось само собой. Несколько лет подряд ученики десятой школы занимали призовые места в районных олимпиадах по математике, физике, химии, информатике. И тогда директор решила сконцентрироваться на развитии наиболее сильного направления. Написали устав, подписали договоры о сотрудничестве с МАИ, МГТУ им. Баумана, РУДН, Академией менеджмента инноваций, Московским педуниверситетом. Сотрудники МАИ и Академии менеджмента инноваций читают лекции в стенах лицея, преподаватели остальных вузов помогают методически. Один из «свежих» договоров – трехсторонний: между МАИ и фирмой, специализирующейся на автоматизированных системах. Дети ездят на подготовительные курсы в вуз, и, посетив фирму, смогут увидеть, как выглядят «в живую» те профессии, которые они, возможно, захотят выбрать.

Спустя несколько лет после перевода школы на техническую специализацию обнаружилась странная тенденция: дети, особенно преуспевшие в математике и физике, начали выигрывать и «гуманитарные» конкурсы. За последние два года призерами районных предметных олимпиад стали 24 лицеиста, трое из них стали лауреатами всероссийских олимпиад. А шестиклассник Кирилл Кузьмин (уже известная личность в городе: про него писали в газетах, его снимала местная телекомпания) – один из самых способных учеников по профильным дисциплинам – победил в прошлом году в номинации «Литературный салон» Всероссийского форума «Одаренные дети России». Всего же в этом конкурсе участвовали шесть учеников лицея.

Преподаватели и директор объясняют этот феномен «хорошей атмосферой в школе». Если ребенку хорошо, то все его способности развиваются гармонично – даже при четко заявленной технической направленности. Впрочем, наверное, это заслуга не только учителей. Около 40% детей добираются до лицея при помощи транспорта: родители не жалеют своего времени, чтобы отвезти ребенка на занятия, а потом забрать с уроков.

Попадают в лицей тоже не все желающие. Экзаменов нет, но собеседование с несколькими заданиями по математике – обязательное. Иностранный язык здесь изучают с третьего класса (первого и второго классов нет: статус лицея не предполагает начальную школу). В июне шестеро лицеистов на неделю ездили в США, в Филадельфию, по программе «Демократия в действии». В лагере жили 18 русских ребят и 15 американцев. Каждый день они слушали лекции известных академиков, политиков и сами обсуждали законы демократического общества, проблемы терроризма. Можете себе представить, каким жестким был отбор. Английский язык необходимо было знать как родной, кроме того, все участники поездки были победителями нескольких олимпиад. А перед путешествием все они еще и писали рефераты и защищали их  перед специальным ученым советом.

Но главный «козырь» лицея – новые информационные технологии. В школе четыре компьютерных класса с выходом в интернет. Почти в каждом кабинете - телевизоры и видеомагнитофоны. Учителя по физике, астрономии, иностранному языку, литературе, истории создают собственные видеотеки и дополняют чтение учебников просмотром документальных фильмов и телевизионных программ.

При этом основная цель администрации школы - создание безопасного, полезного для детей информационного пространства. В прошлом году лицей участвовал в конкурсе «Лидер в образовании». Проект «Интернет-град», выдвинутый на конкурс, получил премию. «Мы предложили создать чистое информационное пространство, помогающее детям развиваться, - свою локальную сеть», - рассказывают директор школы Зинаида Александровна Ежова и завуч по учебно-воспитательной работе Валерия Вячеславовна Карева. В проекте на равных участвует администрация лицея, ученики и родители. Например, одна из частей проекта предполагает проведение форумов в сети. Все лицеисты и родители одной специальности (скажем, медики) в назначенный час собираются у компьютеров и проводят в интернете медицинский форум. Разбираются все злободневные темы, которые интересуют школьников или могут быть им полезны. В другой день проводится форум по искусству, в третий – по физике и так далее. К участию привлекаются и специалисты «со стороны»: психологи, сотрудники музеев, культурно-досуговых центров, центров занятости и т.д. Однако все это в будущем, а пока предстоит еще много подготовительной работы.

Интернет-град будет иметь свою символику, свой гимн. Конкурс уже идет, и дети в нем участвуют. В следующем году пройдут выборы мэра города. «Наш Интернет-град должен стать идеальной средой для обучения, - говорит завуч. - Это касается не только уроков, мы культивируем здоровый образ мышления, здоровый образ жизни. Уже принято решение об антитабачной кампании в Интернет-граде».

Полностью внедрить проект «Интернет-град» намечено к 2007 году. Правда, пока для выхода в интернет используются обычные телефонные линии и модемы – провести выделенную линию не позволяет даже спонсорская и родительская помощь. И все же где, как не в Интернет-граде проводить дискуссию в интернете на тему, какой должна быть лучшая школа России? Такую возможность мы не могли упустить.

Для чистоты эксперимента мы попросили поучаствовать в форуме учеников разных классов: начиная с пятого и заканчивая одиннадцатым. Прежде чем посадить детей за компьютеры, им было предложено просто высказаться.  Как и следовало ожидать, между представителями разных поколений завязалась дискуссия. Часа едва хватило.

Смелее всех оказались два семиклассника, они и начинают разговор.

-          Приятно, когда в школе чистые туалеты, оштукатуренные стены, - говорит (видимо, о наболевшем) Сережа Горелкин.

-          Нет, - не соглашается его друг Кирилл Кузьмин. – В хорошей школе нужно обязательно выбрать себе четкую специализацию, уже в начальной школе. И чем четче разделены направления, тем лучше.

-          Ты уже выбрал себе профессию? – интересуюсь я.

-          Да, но такой у нас в школе все равно нет! Я бы хотел, чтобы в школах были разные факультеты, как в институте.

-          Тебе сколько лет?

-          Двенадцать.

-          Ты думаешь, все дети к 12 годам уже решили, кем стать?

-          А для тех, кто не знает, пусть будет общий факультет.

-          А я считаю, - продолжает настаивать Сергей, - направления не так важны. Лучшая школа – это место, где ты не только можешь получить хорошее образование, но и сможешь пообщаться со своими друзьями. В лучшей школе должна быть хорошая библиотека, много кружков, чтобы дети не бегали на переменах.

Дети тут же с сожалением вспоминают о бассейне: у соседней школы есть, а у десятого лицея нет. Высказываются мнения, что образование – это, конечно, хорошо, но вот территория стадиона могла бы быть и побольше. А если бы рядом со школой был еще и парк с прудиком…

Мечтания мальчишек прерывают рассудительные девочки – старшеклассницы Ольга Богатова, Ксения Скорочкина и Лена Ушакова.

-          Определенный набор знаний может дать любая школа, но важнее всего условия. Лучшая школа – это где учителя – настоящие педагоги. То есть не учителя-педанты, а нормальные люди, с которыми можно общаться на равных и во внеучебное время.

-          У нас, кстати, такие учителя есть!

-          Главное в школе, разумеется, образование, знания. Благоустроенность не так важна, - резюмирует одиннадцатиклассник Володя Подшибихин. - С другой стороны, атмосфера будет очень сильно влиять на качество образования. Какими бы хорошими ни были учителя, они могут только предложить определенный набор знаний и умений, но все равно ребенок сам выбирает, учиться ему или нет. Если атмосфера в школе к тому располагает, то ты будешь настроен получать знания даже самостоятельно.

С такой формулировкой никто не спорит.

А согласились бы дети, при всей любви к своей школе, оставаться в ней на целый день?

Мнения разделились – причем не по возрастным группам. Один из двух пятиклассников, сидящих рядом, сказал, что его мама и папа приходят домой в девять вечера. Он согласился бы делать уроки под присмотром учителя, да и веселее в школе, чем дома одному. А другой пятиклассник возразил: «Кружки – это хорошо, но нужно иметь и свою семейную жизнь». Четыре часа дня – самое позднее, когда нужно возвращаться из школы домой.

Старшеклассники добавляют: если ребенок с первого класса привыкнет делать уроки под присмотром учителя, то на воспитание в нем самостоятельности можно уже не рассчитывать. Снова завязывается спор.

-          Пусть ребенок самостоятельно найдет себе дополнительные занятия, кроме школы, - говорит Володя. - Я считаю, главное – чтобы он был чем-то увлечен. Если мозги заняты, он уже не пойдет пробовать наркотики, курить, пить. В любом случае, с 11 лет школьники уже вполне самостоятельны, они делают то, что захотят, и никого слушать не будут, даже если их запирать в школе на целый день».

-          А я бы отдала своего ребенка на целый день в школу, - спорит Ксения. - Мне бы было спокойнее - он под присмотром.

-          Группа продленного дня что-то особой популярностью не пользуется, - вступает в дискуссию еще один старшеклассник, Артем Колотовичев. - Можно делать выводы.

-          Недавно я заглянул в пятый класс, где у нас идет группа продленного дня, - делится своим опытом Сережа, - а учителя нет. Ученики бесятся, по партам бегают... С другой стороны, я бы с удовольствием остался в каком-нибудь кружке, где можно обсудить прочитанную книгу, просмотренный фильм, пофилософствовать. Таких кружков у нас в школе пока нет, больше спортивных секций. Так что проводить целый день в школе мне бы было скучно.

Пока старшеклассники делятся мнениями, у малышей уже готова концепция подхода к ученику в школе полного дня. Они предлагают установить лимит на количество вопросов, которые ребенок может задавать учителю. Три вопроса задал – больше нельзя, остальное делай сам. Однако старшие товарищи разбивают этот план в пух и прах. «Если учитель рядом, ребенок подсознательно будет надеяться на помощь. Он не будет искать ответа на простые вопросы сам. Сначала исчерпает лимит, а потом, когда помощь будет действительно необходима, уже не сможет обратиться к учителю».

Большинство из участвующих в нашем форуме страшеклассников считают, что отсутствие в их лицее начальной школы – на пользу школе. Решительнее всех настроен Максим: «Нам официально разрешили делать замечания малышне, которая носится на переменах». С ним не согласен Сережа:

-          С одной стороны, мне нравится, что у нас спокойно и никто не бегает, а с другой – мне обидно, что мои дети уже не смогут пойти учиться в нашу школу. А по поводу малышни могу сказать, что здоровые бугаи гораздо наглее. Когда наш седьмой класс дежурит, они все время стараются пролезть в школу без сменки. Малыши хотя бы не врут, что у них сменка есть.

-          Многим тяжело расставаться со старыми друзьями, и новичкам сложно привыкать, - добавляет Кирилл. - Мы вот с Сережей дружим с первого класса, наш класс менялся незначительно, и я этому очень рад. Мне кажется, в идеальной школе должны быть и средние, и старшие, и младшие классы.

-          А я считаю, - вмешивается Лена, - что если учитель уважает учеников, а они его, то дисциплина складывается сама собой. И это не зависит от размера классов. У нас в классах по 20-25 человек, но у меня есть подружки из других школ, где учатся по 40 человек в классе, и учитель держит дисциплину без крика и нажима, все его внимательно слушают. Правда, это удается не всем, а только одному учителю.

-          Запанибратских отношений между учителем и учеником быть не должно, - продолжает Ксения, - но и ребенок не должен чувствовать, что его считают несмышленышем. Все же учитель и ученик должны общаться примерно на равных. Если есть доверительные отношения, то другие недостатки – недоремонтированное здание, отсутствие бассейна, хорошего спортзала – все это можно пережить.

Странно, не правда ли? Детям предоставлены большие возможности: компьютеры, интернет, видео- и аудиоаппаратура, договоры с престижными вузами, а они говорят о таких простых вещах, которые никакой техникой не восполнишь, и ни по какому договору не получишь -- о человеческих отношениях. Здесь есть, над чем задуматься, а скептикам мы можем лишь еще раз обратиться к мнениям ребят, которые они высказали на нашем форуме «Лучшая школа России – это…»

Наталья Склярова, «Большая перемена».

Фото Владимира Горбунова.

Обсудить на форуме

03.02.04 18:25
О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки

Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Минобрнауки России