Татьяна Волосовец: «На смену технологиям должна прийти здоровьесберегающая среда»

«Несмотря на реорганизацию Министерства образования, реализация всех программ, направленных на укрепление здоровья школьников, будет продолжена, - сказала «Большой перемене» Татьяна Волосовец, руководитель Управления специального образования Минобразования РФ. – Сегодня эта проблема для нас – самая важная».

Напомним, что при разработке новых стандартов общего образования во главу угла ставилось именно сохранение здоровья детей. Что намечено, и что делается в этом направлении?

-- Татьяна Владимировна, часто приходится слышать, что главный виновник ухудшения здоровья детей – школа. Учителя, в свою очередь, говорят о роли семьи в этом вопросе. Кто прав в этом споре?

-- То, что дети сегодня нездоровы, ни для кого уже не секрет. Отчасти в этом виновата школа, отчасти – семья. За такие проблемы, как болезни костно-мышечной системы, искривления позвоночника, плохое зрение, скорее всего, должна отвечать школа: мебель в классах не соответствует росту ребенка, двигательной активности недостаточно, нагрузки велики. Освещение в классе тоже оставляет желать лучшего. Однако и дома письменный стол часто оборудован неправильно, да и длительное сидение у телевизора и компьютера не прибавляет ребенку здоровья. Проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом, возникают, как правило, из-за больших перерывов между завтраком и обедом. Значит, вину за гастриты тоже должна взять на себя школа. Но, тем не менее, если в семье создается угнетающая атмосфера, ребенок нервничает, то проблема психического здоровья – целиком на совести родителей. Значит, задача школы – не только создать для ребенка условия в течение всего школьного дня, но и научить детей и родителей заботиться о собственном здоровье.

-- Что сделано Министерством образования в этом направлении в последнее время?

-- При многих школах сейчас действуют центры содействия укреплению здоровья, где развивают двигательную активность детей, проводят различные профилактические мероприятия. Например, широко практикуются фиточаи и дыхательные гимнастики – это отличная профилактика гриппа и заболеваний верхних дыхательных путей. Не нужно забывать, что здоровье детей требует системного подхода. Наиболее положительный опыт в этом плане накоплен в республике Татарстан: задача сохранения здоровья школьников поставлена на уровень политики региона, к здоровью подходят комплексно. В каждой школе созданы такие условия, чтобы ребенок мог двигаться не только на уроках физкультуры, но и на переменах. В классах стоят очистители воздуха и воды. Для того, чтобы не ухудшалось зрение, приобретены специальные офтальмологические аппараты, позволяющие снять напряжение с мышц глаз. Решены вопросы горячего питания: дети могут перекусить между завтраком и обедом. Этот комплекс не требует огромных финансовых вливаний, но - постоянного внимания. В Татарстане поняли главное: к проблеме надо подходить системно. В других регионах часто занимаются отдельными проблемами - профилактикой сколиоза, зрением или желудочно-кишечными болезнями. Или вводят уроки дыхательной гимнастики, забывая обо всем остальном.

-- То есть комплексного подхода удалось добиться только в Татарстане?

-- Нет, почему же. Хороший опыт накоплен в Санкт-Петербурге, в Архангельской, Вологодской, Ивановской областях, в Пскове, в Ростове-на-Дону, в Москве (особенно преуспел  Юго-Западный округ). Но в Татарстане действительно к здоровью подходят наиболее системно, поэтому я привела этот пример.

-- Кто финансирует центры здоровья?

-- В основном - местные бюджеты. В России ведь нет школ на федеральном финансировании. Повлиять на финансирование какой-либо школы мы не имеем возможности. Но мы можем действовать с помощью программ, а их существует достаточно.

-- Изменилось ли что-нибудь в плане здоровья школьников с тех пор, как были приняты новые СанПины? Помнится, поначалу звучали заявления, что эти условия невыполнимы.

-- Мы все понимаем, что новые СанПины вполне хороши. Вопрос только в том, где взять средства, чтобы добиться соответствия всем этим нормам. Отменять их только из-за того, что нет денег, было бы неправильно – нужно стремиться к лучшему. Дело в том, что СанПины подписывались в августе-сентябре, когда бюджетное финансирование было практически сверстано. Возникла тяжелейшая ситуация – в бюджете не оказалось строки на эти нужды. Но летом будет верстаться бюджет на 2005 год, и, я надеюсь, возможность оснастить школы всем необходимым появится.

-- Мы начали разговор с программ оздоровления школьников, которые уже действуют, и будут внедряться  Министерством в ближайшие годы. Расскажите о них, пожалуйста, поподробнее.

-- Основная наша программа - «Здоровье». Это комплексная Федеральная межведомственная программа, которая уже прошла Федеральный экспертный совет и рекомендацию к использованию Министерством образования. Она рассчитана на учителей 1-11 классов, ее можно использовать при преподавании самых разных дисциплин. К ней разработано учебно-методическое сопровождение: брошюры для руководителей школ, учителей-предметников, для школьных психологов и медсестер. В чем ее отличие от тех программ, которые действовали раньше? Она позволяет учителю включать в свой курс «обучение здоровью». Мне очень симпатична такая задача по математике: «Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. На сколько минут сокращает жизнь курильщика пачка сигарет, если известно, что в пачке 20 сигарет?». Так информация о вреде курения преподносится ученику 5-го класса на уроке математики. Таким же образом в разные предметы включены вопросы профилактики кариеса, тема мытья рук перед едой или после посещения туалета и т.д. – абсолютно все актуальные вопросы здоровья.

-- Эта программа уже действует?

-- Программа прошла экспертизу через Федеральный  экспертный совет, в 2003 году программа вместе с комплектами из десяти методических пособий была направлена во все регионы РФ за счет денег, выделенных из федерального бюджета по Федеральной программе развития образования. На сегодня программа имеется во всех 89 регионах РФ, ее уже начали использовать. Мы отправили ее в институты повышения квалификации – чтобы все учителя, пришедшие на курсы в своих регионах, знали о существовании такой программы. Я считаю, это самая передовая программа на сегодня – в том плане, что она не требует никаких дополнительных занятий, никаких дополнительных средств. А ведь еще пять лет назад дискутировался вопрос, как именно следует обучать здоровью школьников. Предлагалось внести в сетку школьного расписания дополнительный урок здоровья. Но это как минимум 45 минут дополнительной нагрузки на ребенка! В результате долгих споров мы пришли к выводу, что это нецелесообразно. Гораздо эффективнее говорить детям о здоровье в течение всего учебного дня. Пусть это займет три минуты от каждого урока, пусть проблемы здоровья поднимаются во время классного часа, пусть соответствующие вопросы вводятся в викторины. И так далее – говорить с детьми о здоровье нужно каждый день.

-- Вы справедливо заметили, что не все проблемы может решить школа – родители тоже зачастую не слишком-то грамотны в этом отношении.

-- Да, к сожалению. Нередко и вовсе складывается парадоксальная ситуация: не родители несут детям информацию о здоровье, а наоборот -- дети. Я вижу задачу министерства еще и в том, чтобы усилить это направление в родительском «всеобуче». Совместно с рядом научных коллективов мы занимаемся разработкой новых пособий для родителей: это небольшие брошюры, где будут только необходимые цифры, факты, краткие рекомендации. Тотальная безграмотность родителей приводит к проблемам у детей. Почему-то многие родители до сих пор считают, что ВИЧ-инфекция передается воздушно-капельным путем, через общее полотенце. Если вдруг в стенах школы появляется инфицированный ребенок (не потому что наркоман, а потому что родился от ВИЧ-инфицированной матери), и об этом узнает родительская общественность, ребенок становится изгоем.

Другой пример. Практически у всего населения России в организме не хватает йода, а это ведет к заболеваниям щитовидной железы, снижению мыслительных способностей, ухудшает память, реакцию. Поэтому пищу надо солить йодированной солью, но большинство родителей этого не знает. Но, с другой стороны, если мы детям передаем эти знания, то ребенок в супермаркете берет маму за руку и ведет ее не к обычной соли, а к йодированной, и рассказывает, почему надо солить пищу этой солью. Разве плохо? Тем не менее, еще раз подчеркиваю, о родительском всеобуче мы не забываем.

-- Содержание брошюр, входящих в эту программу, различается по регионам? Йодированная соль, может, нужна всем, но ведь есть вещества (фтор, калий, железо), которых в одних регионах не хватает, а в других, наоборот, избыток.

-- Да, вы совершенно правы. Йодированной соли не хватает всем, кроме жителей совсем небольших территорий на морских побережьях. По всем остальным веществам мы планируем разрабатывать брошюры, разные для каждого региона, и специалисты над этим работают. Кстати, правильному питанию посвящена отдельная программа, которая так и называется - «Разговор о правильном питании». Этой программе уже шесть лет, она внедрена в общеобразовательные учреждения различного типа, поддерживается финансово компанией «Nestle» и рассчитана на учащихся 1-4 классов. Для каждого класса – своя подпрограмма. Цель – научить детей разбираться, какие продукты полезны для их здоровья, а какие вредны. В будущем это будет такая же федеральная программа, как «Здоровье». Сначала программа была апробирована в пяти регионах, сейчас действует уже в 28. В этом году мы завершаем экспериментальную часть работы, по ее результатам планируется большая научная конференция. Далее будет выпущено развернутое пособие, которое мы отправим в ФЭС на экспертизу и, я уверена, оно будет одобрено. После чего можно начать рассылать его по всем регионам.

-- Как выглядит эта программа в действии?

-- Программа учитывает особенности возраста. Первоклашки рисуют капусту, морковку – мы стараемся привлечь их внимание к витаминам. Дети постарше уже понимают, почему молоко полезно для здоровья, а пепси-кола вредна.

-- В какое время проводятся эти занятия? Это дополнительный урок, классные часы?

-- Поскольку речь идет о младших классах, то здесь все просто: учитель один, он может вспомнить о каких-то продуктах питания на уроках. Тому же первокласснику можно предложить считать не палочки, а морковки. Но в значительной мере это все-таки внеурочная работа: детские праздники, фестивали, конкурсы рисунков и т.д.

Я бы хотела рассказать также о программе «Hope», связанной с профилактикой наркомании. Несколько лет ее финансировала компания «Project Hope». В прошлом году исследования были завершены, по результатам выпущены три брошюры, адресованные учителям, родителям и старшеклассникам. Большая часть проблем возникает именно в старших классах, но литературы о профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными и иными одурманивающими веществами катастрофически не хватает. Медицинские справочники написаны очень наукообразно, а родителям нужны конкретные, практические советы.

В первой брошюре комплекта собраны все симптомы, указывающие на то, что ребенок, возможно, употребляет наркотики или какие-то другие психоактивные вещества. Мы можем узнать, как провести первый разговор с таким ребенком, чтобы он не обиделся, не замкнулся в себе, чтобы не усугубить ситуацию.

Обычно родители, обнаружившие, что их ребенок что-то употребляет, приходит в ужас, теряются, не знают, как себя вести, кричат – а этого как раз делать категорически нельзя! Здесь даются рекомендации для всех членов семьи (ученые выявили закономерность: если в доме появляется наркоман, то это угроза для всего его окружения, вплоть до угрозы распада семьи). Отсюда же можно узнать и об остальных проблемах, связанных с наркоманией: возможности заразиться через общий шприц не только ВИЧ-инфекцией, но и гепатитом В, и сифилисом. Эти тетрадочки мы рассылаем по регионам (правда, уже не за федеральные деньги, а на средства «Project Hope», но Министерство образования курирует и поддерживает их деятельность).

Вторая тетрадь рассчитана на ученика 10-11 классов (ранее мы выпустили тетради для 1-4 и 5-9 классов: «Полезные привычки и полезные навыки»). И третья брошюра – специально для учителей, она написана более профессионально. Учитель должен, например, знать (в отличие от родителя, которому до поры до времени это просто не нужно), чем отличается героин от кокаина. Я часто слышу от учителей, что они просто не могут найти правильных слов для разговора с родителями и детьми о наркотиках, о СПИДе. Учитель – не врач, он не владеет специальной лексикой. Медицинские книги изобилуют слишком заумными терминами, а популярные журналы – совсем уж откровенны для школьников. Пособия, изданные в рамках нашей программы, восполняют этот пробел, учитель учится говорить с детьми открыто, но не унижая их достоинство. В этой программе участвуют 64 региона, т.е. фактически вся Россия. Это уже не эксперимент, а полноправная программа, показавшая себя с самой лучшей стороны.

-- Что делать тем школам, до которых программа по каким-то причинам не дошла?

-- Обращаться непосредственно к нам: Чистопрудный бульвар, 6/19, Министерство образования РФ. Мы готовы выслать все необходимые пособия, по обычной или электронной почте, и даже отправить в регион «тренеров».

-- Сейчас много говорят о здоровьесбегающих технологиях. Занимается ли этим направлением Минобразования?

-- На смену технологиям должна прийти здоровьесберегающая среда. Отдельные компоненты здоровьесбережения никогда не дадут такого результата, как комплексный подход к здоровью школьника. Например, в каждой школе есть медкабинет, но чаще всего он используется только в экстренных случаях: остановить кровотечение, наложить шину при переломе до приезда «скорой помощи» и т.д. С нашей точки зрения, медсестра должна расширять сферу своей деятельности – с одной стороны, по обучению здоровья школьников (о каких-то проблемах с детьми лучше говорить медработнику, а не учителю), а с другой стороны, она должна выполнять функции контроля за соблюдением здоровой среды в школе.

Следующий момент – обязательное здоровое питание. Чипсы и кока-кола должны быть полностью изъяты из школьных столовых, пусть лучше это будут булочки и сок, если уж нет возможности обеспечить всех детей супом и вторым. Но здоровое питание – это не только горячая пища, но и гигиена в столовой. Точно так же, в комплексе, должно идти развитие двигательной активности. Вы уже знаете, что сейчас в сетку школьного расписания введен третий урок физкультуры. Но этого мало – ребенок должен двигаться и на перемене. Если он продолжает сидеть за партой, особенно ученик начальных классов, ничего хорошего в этом нет, и учитель должен за этим следить. В теплое и сухое время года можно вывести детей на улицу, организовать там какую-то игру (кстати, в советское время это всегда делалось). Зимой можно организовать что-то в рекреации школы. Главное – заставить детей двигаться, оторвать их от стульев, позволить им хотя бы пройтись, если не пробежаться. Мы не изобретаем велосипед – все это когда-то у нас было очень развито, надо только возродить. Конечно, в идеале нужен хороший спортзал, оборудование.

В понятие здоровьесберегающей среды входит также профилактика детского травматизма. Огромное количество детей погибает на дорогах. Не меньше травм «на ровном месте»: ехал на санках – сломал руку, играл в мяч – подвернул ногу. Нужно, чтобы ребенок знал, как оказать помощь и другим детям, и самому себе. Бывают моменты, когда такие знания спасают человеку жизнь. Вы знаете, что урок ОБЖ по стандартам до сих пор не являлся обязательным. Я считаю, это огромная ошибка, и то, что в новых стандартах он вводится как обязательный, пойдет на пользу абсолютно всем детям. Как много детей погибают от того, что во время пожара открывают окно, и огонь, подпитанный кислородом, разгорается сильнее! Как правильно вести себя в условиях загазованности, при терактах? Давно пора признать, что наша жизнь связана с чрезвычайными ситуациями.

И последняя вещь – здоровье педагогов. Ведь нездоровому педагогу, который к тому же не заботится о своем здоровье, сложно в чем-то убедить как детей, так и родителей. Причем нужно заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье. А это непросто: учителей у нас много пожилых, они тяжело воспринимают все перемены, происходящие в стране, да и материальных вложений требует сохранение физического здоровья. Учительская зарплата часто не позволяет сходить в спортзал или съездить отдохнуть.

-- Как же решать эту проблему?

-- Эта проблема пока самая сложная. Министерство только наметило работу в этом направлении. Все остальные вопросы, связанные со здоровьесбережением, уже успешно решаются.

Наталья Склярова, «Большая перемена».

Обсудить на форуме

24.03.04 18:59
Анонсы событий
О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки

Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Министерства образования РФ