Испытание …тишиной Среди 18 тысяч студентов самого крупного технического вуза страны - МГТУ им. Баумана - сегодня обучаются 180 инвалидов по слуху. Впервые университет начал работать с этой категорией молодых людей в 1934 году. На сегодняшний день здесь сложилась уникальная система, которая позволит создать единое образовательное пространство для инвалидов России, при помощи спутниковых средств связи. 28 мая представители прессы ознакомились с пилотным проектом «бауманки». Этот вуз разрабатывает и реализует свою уникальную программу при участии ИТАР-ТАСС и поддержке Министерства образования и науки РФ.
…Мы поднялись на второй этаж и оказались в Головном учебно-методическом центре профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря тому, что здание, в котором размещается университет, старинное и имеет высокие потолки, помещение, которое занимает центр, удалось разделить на два этажа и увеличит таким образом количество учебных мест. Здесь и занимаются слабослышащие студенты. На первый взгляд, эти ребята ничем не отличаются от обычных. Вот только когда разговариваешь с ними, они смотрят не в лицо, а на губы, «читают» по ним. А еще рабочие места за компьютерами снабжены круглыми зеркалами. Ведь мир этих людей безмолвен, они не слышат ни обращенные к ним реплики -преподавателей, ни их шаги. Зеркала помогают ориентироваться, видеть то, что происходит за спиной во время занятий. Трудно ли учить студентов этого центра, спросили мы старшего преподавателя кафедры инженерной графики университета, Ирину Николаевну Лунину. Не намного сложнее, чем здоровых, ответила она. Основная сложность в том, что словарный запас глухих ограничен. Вместе со звуками в нашу жизнь входят и новые понятия, а если ты с младенчества ничего не слышишь, то постигаешь мир медленнее здорового ребенка. Даже когда малышу впервые надевают слуховой аппарат, требуется время для того, чтобы расшифровать для него значения шума ветра, мяуканья кошки, шарканья человеческих ног, звуки машин, пения птиц, и даже -- голоса мамы! Поэтому, проходя обучение в специальной школе для слабослышащих, ребята изучают программу среднего образования за четырнадцать лет. А когда поступают в бауманский университет, усвоение ими программы первых трех курсов тоже растягивается, увеличивается на год. Но, начиная с четвертого курса, слабослышащие идут «нога в ногу» со здоровыми четверокурсниками.
Как нам сообщил директор Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Александр Станевский, глухие – вторая по сложности группа обучаемых, после слепоглухонемых. Собственно, немота – это следствие глухоты. Казалось бы, сегодня немота глухим не грозит, ведь они живут со слуховыми аппаратами. Но в том-то и дело, что, владея лишь остатками слуха, эти ребята могут совсем иначе, нежели мы, здоровые, воспринимать привычные нам звуки. Как мозг «преломляет» звуки в их сознании, в каком виде они доходят до слабослышащих, на самом деле даже представить невозможно. А произнесение нами звуков всегда основывается на подражании тому, что мы слышим. Конечно, в бауманском университете абсолютно глухие учиться не смогут. Понятия науки на язык жестов перевести невозможно. Квантовую механику на пальцах не объяснить. Поэтому принимают в бауманку только детей, у которых есть остатки слуха. Слуховые аппараты им предоставляются университетом бесплатно. Кроме того, ребята должны достаточно хорошо владеть устной речью. Некоторые из слабослышащих, конечно, проглатывают окончания слов и шипящие, но изъясняются понятно. А иначе, как бы их можно было бы опрашивать на уроках и экзаменах? Однако университет предоставляет им и другие средства помощи. Во-первых, на лекциях, помимо преподавателя, присутствует сурдопереводчик. Надо заметить, это особые переводчики – они должны хорошо владеть терминологией высшего технического образования. Но, так как бауманский университет обучает глухих с 1934 года, необходимый штат переводчиков имеется. В год люди этой необычной профессии переводят на язык жестов 24 тысячи часов лекций! Тяжелая работа.
Кроме того, часть занятий проходит для этой группы студентов в радиоклассах, где им выдают «информационные уши», то есть современные радиопередатчики, через которые они и общаются с преподавателем. А наиболее продвинутые в науках слабослышащие студенты работают в университете тьютерами, помогают в обучении более слабым и за это получают повышенную стипендию в 2,5 тысячи рублей. Наконец, во время «прохождения» нового материала слабослышащие студенты садятся перед компьютерами и постигают тему, главным образом, глазами. В университете разработаны такие обучающие программы, которые, например, показывают детали механизмов в трехмерном изображении. Их можно покрутить на экране, рассмотреть со всех сторон. А студентам часто дают на уроках моделирования такие задания: вот деталь, подумай сам, как её можно использовать, в какую техническую конструкцию поместить. Все эти лабораторные опыты сегодня можно проделывать на компьютере. Даже учиться пайке, сначала глядя только на экран! Мы побывали в одной из лекционных аудиторий. Её смело можно называть аудиторией будущего, потому что здесь стоит только наисовременнейшая техника. Студенты садятся за столы с компьютерами, на которые передается та же самая визуальная информация, что транслируется на большом плазменном экране. Так что на лекции трудно что-либо «пропустить», не заметить. Изучаемую деталь лектор может положить на сканер, и она тотчас отразится на компьютерах, словно в зеркале. Но вот преподаватель начинает объяснять новую тему. Работает он с большим экраном, который творит прямо-таки чудеса. Специальной ручкой можно писать на нем формулы и тексты. Хочешь вызывать иллюстрацию, сопутствующую лекции, только нажми указкой на необходимую «иконку», и материал тотчас появится, а когда надобность в нём отпадет, он «уйдет» с экрана. Хочешь напомнить студентам материал прошлых лекций? Нажми на «иконку», и он вернется на экран из «памяти».
Всю лекцию можно по окончании записать на диски. А диски раздать студентам для повторения материала дома или в общежитии. Так что даже учебник не нужен! Для работы сурдопереводчика в аудитории -- большое настенное зеркало. Если переводчик себя в нем видит, значит, его видят и студенты. Одновременно изображение переводчика переносится на другой экран, поднятый высоко над аудиторией. В двадцатых числах июня журналистов опять пригласят в эту аудиторию, на телемост с Екатеринбургом. Суть единого образовательного пространства для инвалидов России в том, что теперь с помощью спутниковой связи инвалиды, проживающие в других городах, смогут проходить образовательную программу технического университета, не выезжая для этого в Москву. Стоит только прийти в специально оформленную аудиторию своего города, как ты и увидишь и услышишь лекцию, которая будет читаться в «бауманке». Такая система очень дорого стоит, а в МГТУ не только разработали, но и нашли деньги для её реализации – 9 миллионов долларов. Возможности спутниковой связи позволяют проводить обучающие «телемосты» и с Китаем, и с Японией, ученые этих стран заинтересовались теорией и практикой обучения слабослышащих в России. Во-первых, потому что нигде в мире, кроме нашей страны, слабослышащие не получают пока что высшего технического образования. А во-вторых, потому, что, как показывает статистика, в наиболее цивилизованных странах число слабослышащих может доходить до 25%! Таким вот странным образом воздействуют плоды технических изобретений на хрупкий слух человека.
Александр Станевский рассказал нам, что в России примерно 10-12% жителей имеют значительные недостатки слуха. Большинство этих людей пожилого возраста, но около трех процентов находятся в активном возрасте, хотят работать и учиться. Бауманский университет – один из немногих в нашей стране, который предоставляет инвалидам возможность приобрести нужную профессию. А чтобы выпускники со слабым слухом не оставались без работы, им дают в университете только остро востребованные, редкие специальности - элитные. И в результате, после окончания университета трудоустраиваются сто процентов выпускников. Инвалиды не только начинают сами содержать себя, переставая быть обузой для общества, но и превращаются в исправных налогоплательщиков, возмещая стране потраченные на их обучение средства примерно в течение восьми лет. Пока прием на первый курс невелик – 40-45 студентов ежегодно. Однако в начале девяностых годов университет принимал на обучение всего восемь слабослышащих! Обучение с использованием спутниковой связи может заметно увеличить число студентов с техническим образованием. Александр Станевский рассказал также, что видит проблемы слабослышащих как бы «изнутри», потому что в 1970 году в его семье родилась глухая дочь. Причины глухоты бывают разными. Иногда это следствие внутриутробной патологии плода. Но в 80% - следствие неправильного лечения детских заболеваний. Многие семьи после рождения детей-инвалидов распадаются. Это тяжелое испытание для родителей. Воспитывать, обучать глухого ребенка дома сложно. Но и отправить его в интернат решаются далеко не все отцы и матери. Александр Григорьевич добился того, что его дочь пошла учиться в обычную школу – он подготовил её к этому непростому шагу. И она не только прекрасно окончила школу, но и получила два высших образования – причем одно из них медицинское. Вышла замуж, родила двоих детей. Теперь портрет этой женщины, мужественно победивший последствия своего недуга, украшают стены генерального штаба ООН. Сегодня Александр Станевский работает над программой распространения опыта высшего технического образования для глухих не только в нашей стране, но и в США, Китае, Японии, Корее. Передовой опыт «бауманки» активно поддерживался прежним руководством Министерства образования РФ, и на встрече с журналистами Александр Станевский выразил надежды на то, что этот опыт будет поддержан и Андреем Александровичем Фурсенко. Благодаря активным действиям министерства только за последние годы уже пятьдесят вузов России открыли свои двери для студентов-инвалидов, в том числе -- Владимира, Красноярска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Краснодара. «Среда нашего университета приняла студентов-инвалидов», - говорил Александр Станевский. Но так происходит не везде. Журналистам рассказали об одной московской школе, где всё было приготовлено для обучения ребят с ДЦП, но учителя посчитали невозможным для себя работать с такими учащимися, родители же отказались обучать своих детей в одном классе с инвалидами. Эксперимент так и не удался.
Сегодня самой передовой страной в деле интеграции детей-инвалидов в здоровую среду считаются США. В ней создано около 120 образовательных программ только для глухих. В США 15 тысяч слабослышащих студентов университетов и институтов. Однако интеграция никогда не была в этой стране самоцелью. Просто провинциальная Америка -- это страна большого числа маленьких городков, у которых не было средств на построение отдельной школы для небольшого числа местных детей инвалидов, говорил на презентации проекта Александр Станевский. Дети-инвалиды вынуждены были учиться в одном классе со здоровыми; и, к счастью, этот опыт удался. Но к призывам, которые звучат в последнее время в нашем обществе -- во что бы то ни стало интегрировать всех инвалидов в образовательное пространство здоровых людей – надо относится осторожно, важно детям-инвалидам не навредить. Ведь и «бауманка», как я уже отметила, не принимает на учебу всех инвалидов, так как не у всех из них есть способности к тому, чтобы учиться в элитарном техническом университете. Поэтому главный критерий отбора абитуриентов – хорошие результаты вступительных экзаменов и наличие остаточного слуха. Кроме того, когда ребята становятся студентами, выясняется, что часть из них выросла в замкнутом пространстве специальных школ. Большой, внешний мир им плохо знаком. Они слабо в нем ориентируются, не умеют защищать себя. Поэтому в МГТУ студенты–инвалиды проходят ещё и обязательный реабилитационный курс, который состоит из многих предметов. Эти учебные предметы дают ребятам ценную информацию по праву, медицине, социологии, психологии и педагогике, Занятия проходят в форме лекций, мастер-классов, тренингов. Их цель - помочь студентам выйти во взрослую жизнь, не боясь её. Но в последнее время университет стал готовить для себя абитуриентов сам. Для глухих детей в ряде московских школ открылись лицейские классы. Прежде такое и представить себе было невозможно! Ведь слабослышащие дети учились по коррекционным программам. Работа МГТУ им. Баумана получила высокую оценку в стране и удостоена Премии Президента РФ в области образования (1999), а на международном уровне - медали ЮНЕСКО. Ведь уникальность проекта PEN-international, осуществляемого при поддержке фонда Nippon Foundation, в том, что в его планах – создание всемирной сети технических университетов, обеспечивающих равные возможности для глухих в этом мире на основе высоких стандартов инженерного образования XXI века. «Перед нами стоит задача, - говорил Александр Станевский, - сделать наших выпускников людьми, как бы незаметными для общества – в том смысле, чтобы они стали «как все», производили впечатление совершенно здоровых и не нуждающихся в социальной благотворительности, которая их унижает». Пока еще не все вузы России готовы брать на учебу инвалидов. Но что касается фирм, в которые выпускники «бауманки» приходят на работу, то, как правило, здесь не жалеют о том, что приняли на работу людей с ограниченными возможностями. Дело в том, что фирма, трудоустроившая у себя 4-5 инвалидов, приобретает по российскому законодательству льготное налогообложение. И в результате находит для себя этот шаг не рискованным, а материально выгодным. Надо думать, пройдет время, и опыт социального менеджмента МГТУ найдет в нашей стране самое широкое распространение. Ирина Репьева, «Большая перемена». |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Министерства образования РФ |