Уроки музыки …из разных стран

Урок музыки в общеобразовательной школе может быть скучным до зевоты, а может подарить детям настоящую радость. Свои методики преподавания продемонстрировали учителя, съехавшиеся в Москву со всех континентов. 2 декабря в Рахманиновском зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского открылся III Международный фестиваль им. Д.Б. Кабалевского "Учитель музыки XXI века". Уроки гостей перемежались с мастер-классами российских педагогов, а маститых профи нередко сменяли совсем молодые аспиранты и студенты.

Первым представил свою методику развития музыкальных навыков гость из Германии, профессор Грун. Его учениками стали дети из 324-й московской школы с углубленным изучением музыки.

Прежде всего – разминка. Дети вслед за учителем двигают плечами, корпусом, головой, отбивают ритм ногами и руками. Педагог полунапевает-полунаговаривает несколько нот – их нужно повторить. Задача постепенно усложняется: «Теперь я вам что-то скажу, а вы мне ответите по-своему, - говорит Грун. – Па-ам, пам-пам, па-па-пам!». Слышно несколько робких голосочков. Нот все больше, модуляции делаются богаче. Меняются тональности, добавляются полутона, неустойчивые звуки. Не у всех получается. Профессор дробит мелодию на части и заставляет повторить только последний звук. Постепенно хор начинает звучать слаженно.

Второй урок провела лауреат первого фестиваля Наталья Земскова. Молодая преподавательница приехала из Великого Новгорода со своими учениками из фольклорного ансамбля. Для рядовых учителей музыки наиболее ценной частью в этом уроке были, пожалуй, отступления в другие области знаний, не связанные напрямую с музыкой. У Натальи Николаевны очень удачно получилось вплести в урок пения и танцев массу культурологических сведений. «В старину учились танцевать? Учились специально бить каблучком? – спрашивает она во время обрядового танца. - Нет! А как учились? Играя. Танцы были частью игры. А девушки могли играть с поленом? Нет, ведь это не изящно! Вокруг полена плясали обычно парни!»

Среди прочего дети (и взрослые в зале) узнали о том, что в средневековье голоса записывались в партитурах разными цветами; что в свадебном обряде на Руси главную роль играли девушки-песняхорки, и им ни в коем случае нельзя было сбиваться – иначе не будет молодым достатка; что повторяющаяся во многих обрядах фигура креста – символ продолжения жизни... И все это – в рамках урока, тема которого звучала довольно сухо: «Фольклорно-исполнительская фактура».

Именно на культурологическом аспекте преподавания сделала акцент и профессор Такизава из Японии. По ее словам, именно так начинают в ее стране преподавать музыку первоклассникам.

Госпожа Такизава предложила детям выучить песенку о двенадцати месяцах года на японском языке. Мелодия оказалась совсем простой, в до-мажоре, с повторяющимися фразами. Гораздо больше сложностей вызвал текст. Тем временем преподавательница рассказала отдельно о каждом месяце в Японии. Так, в марте всегда проходит фестиваль для девочек, в апреле цветет сакура, в мае идет на нерест, преодолевая сильное течение, рыба-карп, в июне начинается сезон дождей, и повсюду квакают лягушки, а в декабре отмечают Рождество. Вот об этом, собственно, и песня.

Демонстрируя более «продвинутый» уровень, для средней школы, японка облачилась в кимоно, раздала детям бамбуковые палочки (правда, хватило не всем, и остальным пришлось играть на обычных палочках для еды и карандашах, которые звучали гораздо глуше бамбука) и станцевала национальный японский танец «кокирико», сопровождая его замысловатым пением. Для детей мотив оказался чересчур сложным, поэтому г-жа Такизава ограничилась тем, что научила их правильно держать палочки и отстукивать ритм.

Прекрасным получился четвертый урок, который провела молодая учительница из Латвии А. Петровска. Она не побоялась взять сложнейшую тему – Григорианское пение, то есть литургическое пение римско-католической церкви. После веселой и необычной разминки (дети изображали зайца, идущего по лесу), преподавательница рассказала о том, что в средние века пели в основном в соборах с высокими сводчатыми потолками и великолепной акустикой. А нотные знаки средневековья отличались от современных, но тот, кто знал, что они означали, мог прочесть партитуру.

Урок пения у Петровски походил на занятие с профессиональным детским хором. Она не пыталась упростить задачу: выбрала сложную, традиционную для григорианского хорала мелодию и на ходу объясняла, как нужно подавать звук. «Связки должны быть свободными, тогда голос станет прозрачным, - говорила учительница. – Попробуйте соединить все нотки плавной линией».

Вторая часть урока увлекла детей не на шутку: они получили задание придумывать собственный нотный язык. На большом листе ребята нарисовали картинку: с морем, чайками, пчелами, дождем, солнышком и даже бронтозавром, выходящим из моря погреться, - «бронтозавром с маленькой головой, тонкой шеей и огромным пузом». Эту историю ученики рассказали и спели, изобразив всех ее героев разными звуками. Пошел дождик – шуршат ладошки. Шелест переходит в хлопки и топот – это уже не дождь, а ливень! Чайки носятся с криками. Выглянуло солнышко – слышно радостное аханье. В конце урока детям подпевал уже весь зал…

Наталья Склярова, «Большая перемена».

Обсудить на форуме

02.12.04 18:45
О проекте
Поиск
Написать нам
Ссылки

Совместный проект АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" и Министерства образования РФ