О проекте  |  О Российском образовательном форуме     
Проекты - лауреаты 2004
Проекты - финалисты 2004
Конференции он-лайн
Мнение
Круглый стол
Копилка идей
Конкурс инновационных разработок - 2005
Форум
Лучшие школы России


Какое влияние, на Ваш взгляд, оказывают инновационные разработки на качество школьного образования?
Положительное
Отрицательное
Не оказывают заметного влияния
Другое(изложить позицию на форуме)
Подпишитесь на рассылку


 

Константин Сумнительный: "Инновационный проект - не только творческий порыв, но и программа реализации"

По мнению членов оргкомитета Российского образовательного форума, Конкурс инновационных проектов значительно демократичнее других подобных мероприятий, поскольку предполагает самовыдвижение, и рекомендация органа управления образованием совсем не обязательна. По замыслу организаторов, в будущем в результате работы конкурса должен появиться реестр перспективных инновационных проектов, необходимый для привлечения инвесторов. Ставка делается, прежде всего, на предпринимателей малого и среднего бизнеса, которым не безразлично будущее образования в России и которые хотели бы участвовать в процессе его развития и совершенствования. Кроме того, проект-победитель получает всестороннюю поддержку - не только материальную, но и научную. К учреждению образования, которое реализует инновацию, подключаются другие структуры, положительный опыт распространяется на соседние регионы. В конечном счете, в этом и состоит смысл конкурса.

Все заявки, поступившие на конкурс, тщательно рассматривает комиссия. Отбор строгий: в прошлом году из девятисот с лишним заявок во второй (очный) тур были допущены всего триста. Все финалисты получили место на экспозиционной площади. Последний этап работы экспертной комиссии проходил непосредственно на стендах. Расспросить авторов об их разработках могли все посетители форума.

Год от года требования к участникам становятся более жесткими. Быть первым всегда сложнее, а состоявшиеся и потенциальные конкурсанты имеют возможность учиться на своих и чужих ошибках. Казалось бы, с каждым годом должно расти не только количество, но и качество предлагаемых проектов. Однако этого почему-то не происходит. Видимо, даже самые прогрессивные педагоги, генераторы идей, не всегда понимают, что такое инновационный проект.

В этом году условия конкурса изменены. Если в прошлые годы жюри рассматривало заявки с идеями и "голыми" теориями, то сейчас принимаются только проекты, предполагающие основательную предварительную проработку идеи. Наш корреспондент беседует с Константином Сумнительным - кандидатом педагогических наук, заместителем главного редактора журнала "Лидеры образования", одним из экспертов конкурса инновационных разработок.

— Константин, создание инновационного проекта - дело весьма серьезное. Всем ли участников конкурса удается соответствовать требованиям, которые предъявляются к конкурсантам?

— Далеко не всем, и не случайно в этом году мы слегка изменили условия конкурса. В прошлом году предлагалось присылать не столько инновационные проекты, сколько инновационные идеи, технологии, концепции. В этом году пришли к необходимости говорить именно о проекте.

— Давайте тогда сразу определимся с сутью инновационного проекта. В чем она состоит?

— В словаре "инновация" разъясняется как "нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта". Когда мы говорим о проекте, подразумевается не существующая реальность, не положительный опыт, а конструирование некого нового объекта. В этом и состоит суть инновации.

В российском образовании сейчас происходит, как выражаются некоторые мои коллеги, понятийная катастрофа: под инновацией понимается все что угодно - вплоть до выполнения правительственных решений. ЕГЭ воспринимается как инновация на местах, хотя это уже осуществленная министерская идея - по сути, госзаказ. Постоянно пытаются рассматривать как инновацию профильную школу. Но в истории российского образования к профильному обучению мы возвращались уже трижды. Более того, с 80-х годов ведутся серьезные исследования в этой области, работают школы, являющиеся профильными.

— Но бывает и так, что для одного региона инновацией является то, что в другом уже существует как реальный опыт.

— В таком случае мы можем говорить о разных формах трансляции. Допустим, где-то возникла инновация, которая в другой регион передается уже в виде накопленного опыта. Но все же мы называем инновацией то, что является предложением решения проблемы, которую нельзя решить обычными управленческими способами. Возможно, для реализации каких-либо министерских программ - например, для проведения того же единого госэкзамена и повышения качества контрольно-измерительных материалов - тоже требуются инновационные решения, и все-таки, с моей точки зрения, инновация всегда лежит за границами госзаказа.

Еще один признак инновации - то, что это всегда субъектное решение: один или несколько человек берут на себя разработку нестандартного решения той или иной проблемной ситуации. Они определяют проблему, вырабатывают замысел проекта, некое решение. Для нас важно, видят ли авторы проекта потребное будущее, то есть качественное изменение, которое должно последовать за инновацией. Если будущее у проекта есть, то нужно определить, какими путями добиться этого результата. Только при соблюдении всех этих условия можно говорить о существовании инновационного проекта.

Затем мы смотрим, достаточно ли у автора проекта ресурсов для его внедрения. Реалистичен ли проект, могут ли реально быть найдены те ресурсы, на которые рассчитывает автор? В регионах часто приходится слышать такую вещь: "Инновация - это творческий порыв!". Людям, которые так говорят, главное - выступить с идеей, а как ее воплощать в жизнь, уже не важно. То есть инновация воспринимается как некое чудо, а это позволяет сложить ручки и ждать, когда это чудо само собой реализуется. Конечно, любые идеи, которые могут помочь в решении той или иной проблемы, полезны. Но все же оценивать идею - очень сложно, и потом для ее реализации нужен, по крайней мере, человек, которому эта идея настолько дорога, что он бросит все силы на поиски инструмента для ее реализации. А проект - это законченная структура, которую гораздо более целесообразно обсуждать и экспертировать. Поэтому мне кажется правильным отказ Оргкомитета от Конкурса идей в этом году.

— Должны ли авторы прописывать в проекте, сколько денег у них уйдет на внедрение проекта и откуда взять эти средства?

— Это тоже вопрос ресурсного обеспечения. На конкурсе "Лидеры в образовании" мы сталкивались с интересными ситуациями. Например, в проекте указана сумма 2 млн. рублей. На вопрос, для чего нужны деньги, разработчик отвечает: "Понимаете, я решил попросить сразу побольше. Столько, конечно, не дадут, но ведь, чем больше попросишь, тем больше шансов". Это говорит о том, что люди не понимают самого механизма финансирования проектов. Конечно, мы не требуем писать подробный бизнес-план: в любой инновации есть неожиданности, учесть все просто невозможно. Но все же человек должен представлять ресурсную базу, как материальную, так и кадровую. Если для реализации проекта ему нужны 18 специалистов, а он не знает, где их взять, то мы можем говорить, что проект обеспечен ресурсно, но не реалистичен.

— То есть, если в регионе нет нужных специалистов, то проект не может считаться реалистичным?

— Вообще говоря, это вопрос личностного потенциала автора. Я сталкивался с потрясающими примерами: один человек внес реальные изменения в работу детского дома, и для достижения своей цели он привлек не местные кадры, а специалистов из райцентра. Но это скорее исключение, чем правило.

— Этот пример - из истории Конкурса инновационных проектов?

— Нет, из моей журналистской практики. К сожалению, в прошлом году было очень сложно найти работы, соответствующие всем критериям отбора. Более того, я предполагаю, что мы вряд ли найдем такие проекты и в нынешнем году.

— Может быть, люди просто не знают, с чего начать? Ведь даже оформление проекта - дело довольно сложное, и если человек занимается этим впервые, то ему приходится действовать во многом интуитивно.

— Недавно мы проводили конференцию в Костроме, и один из участников заметил, что проектированию нужно учить специально. С этим мы согласны, но все же на сегодня одна из задач конкурса - попытка определить инновационный потенциал - не решается в силу того, что невозможно судить об инновационном потенциале по недодуманным идеям, по недоработанным замыслам, попыткам представить какую-то технологию как инновацию. Приходится, как клещами, вытягивать из людей сущность инновации, о которой они написали в проекте.

Вспоминается очень показательный пример. На одной из конференций, где выступали финалисты конкурса, одна из победительниц рассказала историю. Ей были нужны деньги на реализацию своих идей. Она пришла в местный институт повышения квалификации и попросила порекомендовать ей какой-нибудь конкурс, чтобы получить грант. В ответ на просьбу рассказать, как пишется проект, ей дали автореферат кандидатской диссертации и посоветовали по его подобию описать свою разработку. Этот пример говорит о том, что даже специалисты, которые по своему статусу должны помогать проектантам готовить работы, не очень хорошо понимают, о чем идет речь. Кандидатская диссертация - это исследование уже имеющегося объекта или явления, тогда как проект - еще раз повторюсь - есть конструирование пока не существующего, а значит, подход к этим работам должен в корне отличаться.

— Оргкомитет конкурса провел в этом году три конференции. На них обсуждалась эта проблема?

— Да, речь шла именно об этом. Тот же вопрос, среди прочих, будет обсуждаться на конференции, которая пройдет 20-21 декабря в Москве. Я буду вести круглый стол по типичным проблемам, возникающим при оформлении инновационного проекта. Возможно, в качестве объекта изучения мы возьмем один или несколько проектов. Посмотрим, что в них лишнее, чего не хватает.

Наталья Склярова.